18.05.2024 12:54
Погода: 15.6 °C

Участник секретной спецоперации «Анадырь» рассказал «Томиксу», как спасали мир во время «Карибского кризиса»

Ежегодно 17 декабря в России отмечается День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Накануне памятной даты «Томикс» встретился с ветераном этих родов войск и узнал «из первых уст» некоторые подробности спецоперации «Анадырь».

photo_2020-12-17_10-39-49.jpg

О международном военно-политическом противостоянии 1962 года, ставшем известным всему миру как «Карибский кризис», написано немало исторических книг, монографий, научных трудов. Военно-стратегическая операция «Анадырь, связанная с доставкой и развертыванием на другом континенте группы войск с ядерным оружием, была единственной за всю послевоенную историю нашего государства.

До сих пор те, кто был свидетелем тех драматических событий, вспоминают то время с содроганием. Один из них – житель города Владимира, подполковник в отставке Василий Герзель. «Томикс» пообщался с военным ветераном и расспросил его о тех событиях и о его службе в Вооруженных силах страны. 

 – После получения в 1952 году аттестата об окончании средней школы я без колебаний решил связать свою судьбу с армейской жизнью и поступил в Одесское артиллерийское командное училище особой мощности, которое закончил в 1957 году с дипломом первого разряда. В переводе на современный язык с золотой медалью и занесением на Доску почета училища, рассказывает Василий Михайлович. Это давало право выбора места дальнейшей службы. Мой выбор пал на Киевский военный округ с единственным в округе 40-м отдельным дивизионом особой мощности, который дислоцировался в городе Ромны Сумской области Украины. Службу я начал в должности командира взвода управления, в звании лейтенанта.

Как известно, сразу после Второй мировой войны 1941-1945 годов, когда союзники по борьбе с фашизмом вдруг превратились в вероятных противников, начался так называемый период «холодной войны», во главе которой утвердились США. Для демонстрации своего военного превосходства и устрашения мирового сообщества они нанесли атомные удары по мирному населению японских городов Хиросима и Нагасаки. Именно тогда руководство Советского Союза было вынуждено незамедлительно отреагировать на кощунственное преступление американских «ястребов».

В ходе организованных мероприятий в июне 1960 года я был направлен в город Глухов Сумской области, в окрестностях которого разворачивалось строительство стартовых позиций для ракет Р-12, – продолжает свой рассказ Василий Герзель. – В период подготовки стартовых площадок и постановки ракетного полка на боевое дежурство ракетчикам пришлось испытать все «прелести» боевой жизни. Для снятия психологического напряжения военнослужащих в клубе ракетного полка, начальником которого я был, совместно с Домом офицеров проводилось много культурно-массовых мероприятий как для рядового состава, так и для офицеров и их семей. Не оставалось в стороне и военно-патриотическое воспитание личного состава.

В 1962 году начался период подготовки секретной спецоперации «Анадырь», в которой были задействованы все ракетные полки и ремонтно-техническая база 43-й ракетной дивизии стратегического назначения, управление которой располагалось в городе Ромны.

В связи с предстоящей спецоперацией 10 июня 1962 года директивой Генштаба РВСН 43-я дивизия приобрела условное название – 51-я ракетная дивизия, а 5 июля 1962 года директивой этого штаба были определены конкретные мероприятия по подготовке 51-й РД к передислокации в рамках операции «Анадырь». По словам Василия Герзеля, для участия в ней шел тщательный отбор личного состава. В это время ему было присвоено воинское звание капитана.

Приказом командира дивизии был сформирован один из эшелонов, руководителем которого был назначен подполковник И. Кравченко, а замполитом – Василий Герзель. 10 августа 1962 года эшелон личного состава и техники, под мелодию марша «Прощание славянки» в исполнении дивизионного оркестра, был отправлен из города Ромны в Черноморский порт города Николаева.

Морской переход от порта Николаева до порта Матанзас Острова Свободы (Кубы) занял 17 суток. Переход был во всех отношениях крайне сложным. Личному составу эшелона пришлось испытать все тяготы и лишения военной службы. Достаточно вспомнить, что температура воздуха в трюмах достигала плюс 40-50 градусов, а выход на палубу разрешался только в темное время суток по 15-20 человек, так как над сухогрузом «Пирогов», на котором мы плыли, постоянно летали или самолеты, или вертолеты, а мимо судна проходили военные корабли вероятных противников, – вспоминает Василий Михайлович.

photo_2020-12-17_10-41-24.jpg

Советские офицеры среди руководства женского батальона Кубинской народной армии. Куба, 1962 год. (Василий Герзель второй справа).

После того, как миновали в позднее время пролив Гибралтар, капитан сухогруза пригласил начальника эшелона и Василия Герзеля в капитан-каюту и в присутствии представителя особого отдела вскрыл секретный пакет. В нём указывался конечный пункт назначения судна «Пирогов» – порт Матанзас. По воспоминаниям Василия Герзеля, среди военнослужащих никакой паники по поводу спецзадания не было – сказывалась политическая работа по интернациональному воспитанию.

В порту назначения экипаж судна встречали в военной форме кубинской армии командир 51-й дивизии генерал-майор Игорь Стаценко, начальник политотдела полковник Иван Пшеничный, начальник особого отдела полковник П. Бурдо в сопровождении кубинских должностных лиц.

Личный состав нашего эшелона специально переодели в гражданскую одежду, продолжает рассказ Василий Герзель. Мы значились как специалисты сельского хозяйства. Это было одним из требований операции «Анадырь». По прибытии в место постоянной дислокации в с.Бехукаль мы приступили к выполнению служебных обязанностей. Установили дружеские контакты с местным населением, организовывали совместные просмотры советских кинофильмов. Между тем три ракетных полка, прибывшие на Кубу, оперативно и круглосуточно проводили работы с целью в кратчайшие сроки стать грозной боевой силой для американских агрессоров.

И вот наступил критический момент, когда 22 октября 1962 года США объявили Республике Куба военную блокаду. Мир стоял на грани термоядерной катастрофы. Между СССР и США 28 октября 1962 года, при непосредственном участии ООН, была достигнута договоренность о том, что СССР вывозит с Острова Свободы стратегические ракеты Р-12, а США ликвидируют свои ракетные базы в Турции и Италии, а также никогда не применять военной силы к Республике Куба, что выполняется…

Так военно-стратегическая операция «Анадырь» с честью выполнила стоявшую перед ней задачу. В ноябре 1962 года 36 боевых и 6 учебных ракет Р-12 без маскировки были погружены на палубы советских сухогрузов и покинули пределы Кубы. Они были доставлены в места прежней дислокации на территории Советского Союза. 

В город Ромны я прибыл вновь в конце декабря 1962 года. После выполнения особо важного правительственного задания по защите независимости Кубы дивизия приобрела свое былое название 43-й РД. Жизнь пошла своим чередом: ускоренная постановка ракетных полков на боевое дежурство. По случаю 61-й годовщины создания Ракетных войск стратегического назначения поздравляю командующего 27-й гвардейской ракетной Витебской Краснознаменной армии гвардии генерал-майора Андрея Анатольевича Бурбина, начальника военно-политического отдела РА, гвардии полковника Владимира Анатольевича Чазова, а в их лице весь личный состав служащих в 27-й ракетной армии с этим знаменательным днем! Особые поздравления ветеранам-ракетчикам, которые стояли у истоков становления РВСН. Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма и бодрости духа! – подытожил Василий Михайлович.

photo_2020-12-17_10-42-13.jpg

Встреча в посольстве Республики Куба в Москве, конец 90-х годов.

photo_2020-12-17_10-45-31.jpg

Группа воинов-интернационалистов операции “Анадырь” с послом Кубы в России и военным атташе Республики Куба на встрече в городе Владимире.

photo_2020-12-17_10-46-36.jpg

Василий Герзель с семьёй: с сыном Олегом, в настоящее время полковником запаса, женой Людмилой Фёдоровной и тёщей Евдокией Пантелеймоновной.

Контекст: Василий Михайлович Герзель родился 1 сентября 1932 года в селе Большие Селища на Украине. После школы, в 1955 году, закончил Одесское артиллерийское военное училище имени Фрунзе, а в 1965 году – Киевский государственный университет им. Т. Шевченко. С июля по декабрь 1962 года участник военно-стратегической операции «Анадырь». С 1980 года проживает в городе Владимире. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и 11 медалями. Василий Герзель – заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов России, Почетный профессор РАЕН. У него есть сын, двое внуков и четверо правнуков.  

Александр Светлов

Фото из личного архива В.М. Герзеля

Другие новости:

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.