13.05.2024 11:53
Погода: 6.1 °C

Московский профессор рассказала, какие конкурентные преимущества есть у Владимирской области

В ВлГУ поговорили о том, что хорошего есть у Владимирской области в рамках страны, чтобы куда-то двигаться и не потонуть в экономической и демографической депрессии. Натальи Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, доктор географических наук, отвечала на вопросы и реплики присутствующих в аудитории первого корпуса, но не студентов, а все больше зрелых сотрудников ВлГУ.

3.png

Игорь Савельев, кандидат экономических наук: 

— Хотелось бы вам такой вопрос задать. Сан-Саныч [неразборчиво] сказал такую фразу: «Счастье – это устойчивое чувство выполнения жизненного плана». Вот по поводу жизненного плана Владимирской области хотелось бы задать вопрос. Вот по вашей классификации относительно того, кому свезло, а кто сам что-то сделал. Нам не свезло, за нас в свое время это сделал госплан. Что должно быть обязательно учтено в системе планирования регионального развития Владимирской области, чтобы всё-таки конкурентные преимущества – они появились? 

Наталья Зубаревич:

— Во-первых, они есть. Во-вторых, мы сегодня бодались со всей администрацией, мне не дадут соврать. Я себя вела сегодня как последняя сволочь, пытаясь узнать, а в чем ваше конкурентное преимущество? А как вы решите проблему нехватки рабочей силы? Потому что хотелок у всех немерено. Хотелки все-таки должны опираться на реальность. Первое неубиваемое конкурентное преимущество, вы – внешняя зона московской столичной агломерации. И эта чертова агломерация распространяется все дальше. То, что сюда будет осуществляться вывод производств при наличии хорошей инфраструктуры и дешевой рабочей силы, это, к гадалке не ходите, экономический закон. Второе, у вас есть региональный центр, который воленс-ноленс [хочет оно того или нет, латынь] будет развиваться, потому что это концентрация населения. Да, не Нижний, там всё-таки народу сильно побольше. Но для своего региона это всё равно точка роста. Это все проекты, связанные с Владимиром, от туризма…про индустрию не знаю, тут специфика своя (индустрии во Владимире почти не осталось – прим. ред). Третье, у вас очень разнообразные города с иногда крупными, иногда не очень крупными производствами. У вас территория области, освоенная экономически, не по центро-периферийной модели. Она сложнее. И это – преимущество. Потому что точки роста могут появиться и там, и сям, и здесь. Суздаль – тоже точка роста, просто вы ее плохо монетизируете. Но точка роста там уже есть. Но вот у вас чертовски маленький бюджет. У вас реально нет денег на поддержку экономики. У вас душевые расходы 70% от средних по стране. Средние – это опять же бесконечная Москва. У нее в 2,5 раза выше средних по стране душевые расходы. Второе, у вас очень сильная социальная ориентация бюджета. До ковида – 70%. 74% – расходы на социальные цели. У вас реально денег больше ни на что не остается. Значит, начинает работать дарвиновская система отбора сильнейших. Кому в какой очередности вы будете делать ставки. Манную кашу нельзя размазывать по скатерти. В какой последовательности вы реализуете те или иные проекты – всегда драка, это всегда столкновение интересов. Но надо как-то дискутировать. Это еще соотносится с тем, какие инвесторы на горизонте, что эти мальчики хотят? Потому что вы можете свои приоритеты выбирать до Второго Пришествия Христа. Где у вас на горизонте инвесторы, куда они собираются? Что они собираются делать? И вот от этой дискуссии внутри региональных властей по своим интересам, а у каждого свои, с учетом инвесторов на горизонте, и простраивается грамотная политика. 

Что сделала Калуга? Она притащила сначала крупняк автомобильный, потом автомобильный крупняк западный притащил производителей компонентов своих, с которыми он привык работать. Калужская власть как подорванная вкладывалась в калужскую инфраструктуру. Следующий этап – они делают зону Ворсино (особая экономическая зона в Калужской области), делают Малоярославец, и в эти зоны они зовут всех. Сто километров от Москвы! Розлив парфюмерной продукции, сборка бытовой электроники. Часть людей, которые ездили на работу в Москву, они на эти стройки перетянули. Они наращивали точки роста всё же постепенно. Они дико закредитовались, чтобы сделать даже площадки для своих трех компаний западных. Поэтому грамотный пошаговый отбор последовательности поддержки – имеет значение. Тогда у губернатора должна быть очень крепкая нервная система. Вы же понимаете, хотят все и хотят сразу. Значит, в элите должен возникнуть консенсус. А консенсус возникает только в командной работе. По-другому – «Я начальник, ты – дурак». Поэтому только командная игра с дискуссией. 

Контекст: Томикс писал о некоторых идеях, высказываемых Зубаревич, еще в декабре. Она рассказала, как долго еще Москва будет выкачивать все лучшее из России, и что будет, если построить столицу где-нибудь в Сибири. 

Александр Холодов

Полная версия от лектория ВлГУ:


Другие новости:

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.