27.03.2024 10:36
Погода: -2.2 °C

Сергей Казаков о Борисе Немцове: «Такого человека надо помнить»

Прошло восемь лет со дня убийства оппозиционного политика Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту в Москве –у самого Кремля. Это был человек поистине интересной судьбы, ярких решений, убитый в молодом возрасте. Многие считают, что смерть Немцова послужила началом кризиса свободы слова в России.

Депутат Законодательного Собрания Сергей Казаков рассказал о дружбе с Немцовым, его приездах во Владимир, непопулярных решениях и о том, почему второй Немцов сейчас едва ли возможен.

Борис Немцов во Владимире, 2012 год, скриншот видео YouTube-канала «Факты и мнения без цензуры».

Томикс: Здравствуйте, Сергей Валентинович. Расскажите, когда вы познакомились с Борисом Немцовым.

Сергей Казаков: Я познакомился с ним, когда мы стали объединяться в «Союз правых сил». Он руководил «Россией молодой» — новой партией для молодежи, он искал руководителя регионального отделения, я ему тут помогал.

До этого я следил за его жизнью. Он был одним из самых молодых губернаторов. Его очень любили в Нижегородской области. Он много сделал там.

Смог возродить Нижегородскую ярмарку, сделал хорошие дороги. Он старался, работал. Не было никакой коррупции в его администрации практически. Какие-то были шероховатости , но он старался честно выполнять свою роль губернатора, поэтому его уважали и относились с любовью.

И очень тяжело переживали, когда он ушёл в правительство, первым заместителем, в Москву. Для Нижегородской области это была потеря. У меня там есть знакомые, они очень жалели, что Борис ушел.

Томикс: Как вы можете оценить его личностные качества?

Сергей Казаков: Он был человеком очень смелым, идейным, убежденным. Умеющим отстаивать свои идеи. Не боялся участвовать в различных акциях, организовывать их, возглавлять. Очень хороший оратор. Его слушали.

Борис — это редкий тип политика, который прошел такой длинный путь от губернатора до первого заместителя председателя правительства. Потом возглавлял фракцию в Госдуме.

В какой-то период его даже считали преемником Ельцина. Я думаю, роль сыграла война в Чечне [что он не стал преемником — прим.ред.], он был против нее. Он тогда миллион подписей собрал, принес Ельцину. И, в какой-то степени, это помогло войну остановить.

Томикс: Чем запомнились его визиты во Владимирскую область?

Сергей Казаков: Мы с ним практически каждый его приезд встречались, обсуждали злободневные темы в политике.

Помню, он восхищался нашей газетой. Он удивлялся тоже нашей смелости. Говорил: я много езжу по стране и нечасто вижу СМИ такие, не каждый может так смело писать. Нам импонировало, что Борис нас хвалил.

Томикс: Что привлекало в Борисе Немцове?

Сергей Казаков: Конечно, очень жалко, что он ушел из жизни так рано. Я думаю, что он много еще добра мог сделать для страны.

У него был большой опыт и умение убеждать людей. Конечно, высочайшая работоспособность. Он видел путь России в демократии, в свободах. Свободе экономического развития. Был сторонником рыночной экономики. Политических свобод, защиты прав человека.

Он считал, что только свободный человек может построить процветающее государство. Он был за смену власти: два срока и желательно по четыре года [президентских]. Обязательно прямые выборы, чтобы люди сами выбирали себе руководителей в регионах, городах, районах. Он был сторонником демократии. И, конечно, он взглядов своих не менял.

Томикс: А было то, в чем вы были с ним не согласны?

Сергей Казаков: У меня с ним были разногласия, я не во всем был с ним согласен. У его были такие вещи, которые я не всегда понимал.

Я помню, он объединился с националистами, когда они проводили различные мероприятия. Я говорил: «Борис, зачем мы с ними ходим»? Он отвечал, что сейчас главное поменять политическую обстановку в стране, чтобы были свободные выборы, а там мы с ними разойдемся. Размежуемся.

То есть, когда мы добьемся свобод, честных выборов, возможностей строить страну с народной демократией, там можно с этими националистами расстаться. А пока и они, и мы хотим этих свобод, мы будем вместе ходить и бороться.

Такие у него были мысли. Я этого не понимал. Хотя, наверное, он был прав. Я сейчас понимаю, что политика — это искусство возможного компромисса. Борис по своему был прав.

Томикс: А что ему принесло популярность на уровне страны?

Сергей Казаков: Он как стал популярным? Он выступал на всех федеральных каналах, особенно, когда стал первым заместителем правительства, лидером фракции [партии в Госдуме], он часто появлялся в сюжетах на телевидении, высказывал позицию.

Он же занимался, помните, останками царской семьи. Он тогда добился проведения экспертиз, доказывал, что это те самые останки. Борис тогда комиссию возглавлял. И ему удалось доказать, особенно РПЦ, что все-таки это останки царской семьи. Конечно, эти сюжеты привели к его узнаваемости, его стали знать во всей стране. А когда он стал лидером СПС — еще больше стали знать.

Томикс: Что думаете о его последних годах жизни?

Сергей Казаков: Бориса отлучили от федеральных средств массовой информации, поэтому в последнее время он был в небольшом забвении.

Конечно, на него много свалилось. Всю его личную жизнь перетряхнули. Он тяжело все это переживал. Я понимаю, что политик всегда под особым, очень пристальным вниманием, но знаете, это перебор.

Томикс: Возможно ли сейчас появление политика подобного масштаба?

Сергей Казаков: Появление нового такого политика? Я не вижу пока такой возможности. В России сейчас люди, скажем так, с альтернативной точкой зрения, могут быть в Telegram_каналах, в YouTube, доступ к федеральным СМИ для них перекрыт. У нас появилось, к сожалению, появилось единомыслие. Тем более, последние события вообще не предполагают критики — это заметно.

А потом, чтобы быть Немцовым, надо пройти такой же путь. А это не один год, это десятилетия.

Если сделать срез сегодняшних лидеров общественного мнения, во Владимирской области, в других регионах, мы же не видим ярких личностей.

Не хочу даже фамилии называть, кто стал доминировать в информационном пространстве. На мой взгляд, это не те люди, которые заслуживают такого внимания, таких возможностей, которые у них появились. Там должны быть другие люди.

Сегодня востребованы люди, встроенные в систему, лояльные, которые поддерживают во всех отношениях власть. Другие не нужны на данном этапе. Поэтому много эмиграции, уезжают люди.

Будем Борю помнить, не забывать. Такого человека надо помнить.

Другие новости:

0b7107c47761c26d1400c9c737b78639
-и-народ
-Эдуард
 губернатора-2022, фото-17

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.