Многие проблемы здравоохранения в регионе-33 остаются хроническими и неразрешимыми, а «белый дом» делает вид, что все под контролем.
Здравоохранение Владимирской области продолжает, на мой взгляд, переживать смутные времена. Издерганное постоянными так называемыми «реформами», хроническим многолетним дефицитом медицинских кадров, резонансными скандалами, нескончаемой чехардой управленцев минздрава «белого дома», постоянными структурными реорганизациями, перебоями с лекарственным обеспечением льготников, оно еще как-то умудряется оказывать помощь населению и спасать жизни людей. И, прежде всего, исключительно за счет энтузиазма и преданности профессии опытных работников.
Причем, эти хронические проблемы отрасли в субъектах характерны для всей системы здравоохранения в России, о чем свидетельствуют федеральные опросы общественного мнения и итоги прямой линии Президента Владимира Путина 19 декабря 2024 года. Из почти двух миллионов вопросов, адресованных главе государства, много поступило обращений с мест о плачевном состоянии звена первичного здравоохранения.
Фото: spb.aif.ru
Минздрав напоминает «пороховую бочку»
Создается впечатление, что региональные власти не докладывают Кремлю истинное состояние дел на местах, а фильтруют информацию в своих карьерных интересах. Рассмотрим это на примере нашей родной Владимирской области. О какой системной работе минздрава в правительстве «белого дома» можно говорить, если сам губернатор Александр Авдеев ходит под прокурорским представлением (см. публикацию «Прокурор области Иван Грибов внес представление губернатору Александру Авдееву за нарушения лекарственного обеспечения жителей региона-33» на сайте»Томикс» 12 декабря 2024 года).
Никакой логике не поддается тот факт, что за три года при Авдееве в минздраве сменилось три руководителя ведомства: Константин Баранов (в должности продержался 1,5 месяца), Артем Осипов (2 года) и Валерий Янин (1,1 года). Всего же за 6 лет ведомством порулили аж 7 начальников (см. публикацию «Во Владимирской области за 6 лет руководство региональным медицинским ведомством сменялось семь раз» на сайте «Томикс» 18 декабря 2024 года).
И этот кадровый беспредел завершился громким уголовным делом в отношении министра Валерия Янина (см. публикацию «Задержан министр здравоохранения «белого дома» Валерий Янин по уголовному делу о превышении полномочий из корыстной заинтересованности» на сайте «Томикс» 13 декабря 2024 года). Теперь согрешивший чиновник до 11 февраля текущего года, по решению суда, будет находится под стражей в СИЗО. И чем это все обернется, одному региональному Следкому известно.
Но самое удивительное заключается в том, что ни сам губернатор, ни его ближний круг никак не комментируют эти резонансные события в минздраве. И тем самым, по моему мнению, выражают неуважение к жителям области, которые и наделили их властными полномочиями и взяли на свое содержание (см. публикацию «Министр здравоохранения Валерий Янин находится в СИЗО, а «белый дом» уже третью неделю хранит по этому громкому скандалу гробовое молчание» на сайте «Томикс» 20 декабря 2024 года).
Вместо системной работы занимаются поиском «провокаторов»
Нельзя сказать, что региональные власти наплевательски относятся к нуждам здравоохранения. Выделяют бюджетные средства и достаточно солидные. Скажем, в 2025 году в областной казне на эти цели предусмотрено 21,3 миллиарда рублей. В ближайших планах — завершение строительства двух поликлиник в Лакинске Собинского района и в микрорайоне Коммунар города Владимир. Установка 27 модульных ФАПов и 4 амбулаторий. Вот только, кто в них будет работать?
Однако при этом остаются нерешенными многие хронические проблемы в здравоохранении. В марте 2023 года на заседании коллегии медицинского ведомства чиновники попытались определить пути оздоровления отрасли. Но вице-губернатор Константин Баранов своим заявлением, что, мол, владимирская медицина вышла из состава «плохишей», перевел разговор в формальное русло. Даже реплика министра Артема Осипова об умирающем регионе не могла изменить благодушную тональность обсуждения.
В апреле 2023 года на депутатских слушаниях в «белом доме» чиновники, депутаты регионального парламента и общественники предприняли вторую попытку заострить внимание на нерешенных проблемах в здравоохранении. Но разговор свелся, по мнению независимых журналистов (хорошо хоть сохранились такие), как при дворе губернатора Светланы Орловой, к поиску «пятой колонны» и неких «провокаторов». Не удивлюсь, если и меня после этой публикации в очередной раз зачислят в этот список. Не привыкать.
Дефицит медицинских кадров выглядит угрожающим
Между тем, водораздел между властью и населением в оценке реального состояния региональной медицины стал еще шире. Жители называли пять ключевых проблем в местном здравоохранении: нехватку врачей и специалистов среднего звена, очереди и плохая организация приема пациентов, длительное ожидание и невозможность попасть на диагностическое обследование, высокие цены на лекарства и препараты и низкая квалификация специалистов. Сюда же можно отнести и перебои с лекарствами для льготников, срывы сроков поставок препаратов в социальные аптеки и т. д.
В регионе нередки случаи, когда наши женщины уезжают рожать в соседние субъекты. Только в 2022 году 630 владимирских мам отправились в роддома Подмосковья, 144 — в Ивановскую область, 80 — в Нижний Новгород и 78 — в Москву. Региональный Фонд ОМС от такой миграции не дополучил около 30 миллионов рублей. Кто-нибудь из чиновников «белого дома» понес за это ответственность, уважаемый губернатор?
Самой угрожающей проблемой здравоохранения Владимирской области остается хронический дефицит медицинских кадров. За последние 10-12 лет он практически не меняется и держится на уровне 950 врачей и 630 медсестер (данные 2024 года). На одну открытую вакансию в среднем приходится 0,3 резюме кандидата. Рейтинг дефицита такой: терапевтов не хватает 200 специалистов, отоларингологов — 200, педиатров — 160, анастезиологов — 50, врачей «скорой помощи» — 45, акушеров – гинекологов — 43, неврологов — 30, рентгенологов — 30, фельдшеров — 108, лаборантов — 110. Причины все те же — выход на заслуженный отдых, трудоустройство в частные клиники, отъезд в Москву. Из ныне работающих 35% пенсионеры и 14% находятся в предпенсионном возрасте.
Большие надежды на выход из кадрового тупика в медицинском сообществе во Владимирской области региональные власти возлагали на федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», запущенные в 2012 году. Для привлечения молодых специалистов их разработчики предусмотрели единовременные выплаты (в зависимости от региона — до двух миллионов рублей) врачам, фельдшерам, медсестрам, которые согласились бы на переезд в сельскую местность.
Однако особого энтузиазма эти национальные проекты не вызвали. С 2012 по 2017 годы по призыву удалось привлечь только 70 добровольцев: из них — 52 врача и 18 специалистов среднего звена. И то во многом благодаря усилиям губернатора Светланы Орловой и ее связям в столице.
В актив «белого дома» можно отнести 2021 год (на условия отработать 5 лет согласились 68 врачей и 55 специалистов) и 2024 год, когда на село прибыли 30 врачей и 12 фельдшеров и медсестер. Что, согласитесь, не могло существенно повлиять на ситуацию.
Вот к чему приводят, на мой взгляд, схоластические заявления куратора здравоохранения в «белом доме», вице-губернатора Константина Баранова, что региональная медицина, якобы, вышла из турбулентного состояния. Скорее всего, она еще глубже погрязла в хронических проблемах. А тем временем, 31 декабря 2024 года, закончил своё действие стартовавший в 2019 году Национальный проект «Здравоохранение»…