Похоже, первичное звено местного самоуправления остается последним бастионом защиты общенародной собственности на местах. Вот его и пытаются ограничить в правах и сделать придатком региональных властей.
Особую активность в этом, без всякого преувеличения, судьбоносном вопросе предпринимает «белый дом» Владимирской области (см. публикацию «Не поспешила ли Владимирская область с реформой местного самоуправления?» на сайте «Томикс» 17 января текущего года). Уж очень подозрительно спешно губернатор Александр Авдеев и спикер Заксобрания Ольга Хохлова (оба, между прочим, являются руководителями регионального отделения партии «Единая Россия») взялись за перекраивание сложившейся в области системы муниципальной власти.
Почему не использовали процедуры публичной власти?
Александр Авдеев, Ольга Хохлова. Фото из открытых источников.
Причем, без широкой предварительной разъяснительной работы среди населения, серии публичных общественных и парламентских слушаний, точечных опросов общественного мнения и других публичных процедур. Хотя, на мой взгляд, подобные стратегические решения не мешало бы принимать после регионального референдума, поскольку не принят соответствующий федеральный закон. Все это, по моему мнению, напоминает самоуправство. Вот только с какой целью и перспективой?
Помнится, с таким же рвением в годы правления губернатора Светланы Орловой «белый дом» вознамерился пустить под нож ГУП комбинат «Тепличный» под масштабный инвестиционный проект столичных застройщиков. На землях тепличного предприятия собирались возвести элитный жилищный комплекс. Для этого якобы «хозяйке» пришлось пожертвовать супругом своего министра пропаганды Виктором Шляховым. Его осудили по резонансному уголовному делу.
Возможно, этим планам и суждено было сбыться, но пришедший к власти после смутных времен губернатора Владимира Сипягина Александр Авдеев поставил точку в этой истории и сохранил для жителей тепличный комбинат.
А вот с ОМС глава «белого дома» занимает позицию, вызывающую у экспертов много вопросов. Есть даже мнение, что инициатива губернатора с передачей доли акций в уставном капитале государственного предприятия (100% принадлежит региональному правительству) ООО «Владимиртеплогаз» за миллиардные долги 14 муниципалитетам (см. публикацию «Ежедневное обслуживание кредитов ООО «Владимиртеплогаз» обходится региональной казне в 2,5 миллиона рублей?» на сайте «Томикс» 19 января текущего года), якобы, связана так же с далеко идущими планами по ликвидации первичного звена на местах ОМС.
Дескать, таким образом, региональная власть собирается «принудить» муниципалов к окончательной «капитуляции» в задуманной «реформе».
И такие предположения лишь усиливаются посе доводов уже знакомого читателям по первой публикации (см. публикацию «Регионы России загоняют в модель самоуправления, которой почти нигде нет в мире?» на сайте «Томикс» 18 января текущего года) доктора физико-математических наук, известного эксперта Ивана Шамаева. Предлагаем вниманию читателей его очередную статью.
Кому это выгодно?
«Одним из основных элементов разработчиков реформы в России является полная ликвидация местного самоуправления на местах. Т.е. сельсоветы распускаются, так же как и районные советы. Вместо них образуются муниципальные округа, которые уже не являются административно-территориальными единицами.
Границы округов будут определяться исходя из определенных нормативов по количеству населения, проживающего в округе. Предстоят новые выборы теперь уже депутатов и главы муниципального округа.
В чем смысл концепции реформы МСУ, инициируемой законопроектом Клишаса-Крашенинникова (К-К)? Чем больше читаешь текст и пытаешься просчитать последствия внедрения законопроекта, тем больше видишь глубину опасности того тупика в который очередной раз загоняется население России.
Обычно люди задаются вопросом: кто это делает? Кому это нужно? Какая-то часть населения винит глав районов, подозревая их в желании усилить личную власть в районе. Конечно, есть и те, кто исходя из аналогичных рассуждений, грешит на глав регионов. Значительная масса считает, что реформой МСУ федеральная власть пытается еще усилить и без того сильную вертикальную власть в стране. Есть и те, кто видит в этом законопроекте хитрые и далеко идущие ходы глобальных сил.
На поверхности всех событий, связанных с законопроектом №40361-8 фигурируют сенатор А. Клишас и депутат госдумы П. Крашенинников. Из этих двоих А. Клишас попал в Совет Федерации в 2012 году прямо из кабинета президента горно-металлургической компании «Норникель», где он в общей сложности проработал 11 лет. Здесь мы совершенно четко видим, что А. Клишас является ставленником одного из самых крупных финансово-промышленных групп России, прикомандированным в высший орган законодательной власти страны.
Павел Крашенинников, Адрей Клишас. Фото из открытых источников.
Если тяжеловес-сенатор А. Клишас представляет собой конкретные интересы бенефициаров недропользования, то П. Крашенинников выступает как глашатай и пропагандист их совместного детища – законопроекта №40361-8. Вместо того, чтобы законопроект обсуждать в комитете по регполитике и МСУ, его обсуждали в комитете по госстроительству и законодательству, где председательствует П. Крашенинников. Видимо, иначе могли быть трудности.
Почему так робко ведет себя в обсуждении темы парламентская оппозиция?
Давайте внимательно посмотрим, чего же они на самом деле добиваются данным законопроектом. В настоящий момент районы России являются административно-территориальными единицами субъектов федерации. Всего их насчитывается 1868. Это как бы весь структурный каркас территории страны. В пункте 9 статьи 4 законопроекта читаем: муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. Это значит, что после принятия законопроекта К-К район ставшим муниципальным округом, который законодательно уже не является административно-территориальной единицей, уже не имеет никакого отношения к своей бывшей «доклишасовской» территории, а располагает только той территорией, которая прописана в статье 10 законопроекта, т. е. грубо говоря, участками земли для кладбища и мусора.
Конечно, такое положение вещей для компаний недропользователей просто манна небесная – для них уже нет никаких препятствий со стороны населения, и они, фактически по своему усмотрению, будут терзать российские земли и их недра. Вот почему авторы проекта с огромным удовлетворением подчеркивают: «для организации местной власти приоритетом является не территория, а привязка к населению».
Рисунок: photobaz.ru
Страна безмолвно и покорно катится к реформе местного самоуправления, которая обесценивает и превращает в пустышку пункт 1 статьи 9 Конституции РФ, гласящий: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». И бедные председатели комитетов по МСУ региональных парламентов вынуждены показывать мастер-классы демагогии, чтобы доказать, что белое – это черное, а черное – это белое.
Закон должны протолкнуть, естественно, единороссы. Чтобы они особенно не задумывались, им подброшена простая понятка: «этим законом усилится вертикаль власти: установится прямая связка федеральная власть – глава субъекта – глава муниципального округа». Господа единороссы не имеют право даже задумываться над вопросом: а может ли вообще такая управленческая система работать? Главы районов, у которых головы закружились от предстоящей абсолютной власти, с нетерпением ждут принятия законопроекта.
Куда делись коммунисты, которые якобы всегда радели за интересы народа России? Почему замолчали либералы, борющиеся за права человека? Я уж не говорю про вусмерть напуганных представителей исполнительной и законодательной власти регионов».
Надеюсь, разговор продолжится. В редакцию «Томикс» уже поступают звонки от неравнодушных жителей и местных экспертов. Они тоже думают поделиться своим мнением. Наш сайт открыт для конструктивного обсуждения этой темы.