При очередном мониторинге соцсетей наткнулся на один любопытный комментарий. «Удивительно, на родине Владимирской вишни не растет Владимирская вишня. Зато празднуется праздник вишни в городе, где нет сада с вишнями. Каламбур».

Оригинальный комментарий я случайно потерял в недрах интернета, поэтому держите спрятанный мета-мем
Чтобы разобраться в этой ситуации и узнать, куда делась Владимирская вишня, мы и пришли в Патриаршие сады. Компанию в этом исследовании составила педагог станции юных натуралистов «Патриарший сад» Блинова Валентина Васильевна.

К слову, владимирская вишня, изначально не свойственная средней полосе России, появилась во Владимире в конце XVI века. По легенде, ее привезли странствующие монахи: либо святитель Антоний с Кавказа, либо Андрей Боголюбский из Киевской Руси.
Несмотря на неприспособленность к климату, благодаря заботе владимирцев вишня стала символом города. Ее начали выращивать в специальных садах, которых к дореволюционному времени насчитывалось около 400. Сначала вишню разводили в боярских и монастырских садах, затем — и у горожан.
Владимирская вишня славилась вкусом и поставлялась на царские и патриаршие столы. Местные садоводы вывели сорта «бель», «левинка», «сайка» и «родителева вишня», которая стала российским стандартом.

В 1768 году русский учёный-энциклопедист, путешественник, естествоиспытатель Иван Лепехин отмечал, что ночью вишневые сады оживают звуком колотушек, отпугивающих птиц.
Особой популярностью пользовалась вишня «васильевская» — крупная, сладкая и сочная с прозрачной мякотью. К 1980-м годам в Владимире осталось лишь одно дерево этого сорта, которое погибло. Сейчас «васильевская» вишня возрождается благодаря побегам из Всероссийского института растениеводства имени Вавилова, где в 2013 году оставалось единственное дерево этого сорта.
К сожалению, из-за обманчивой зимы растения достаточно пострадали. Вот и урожай небольшой будет в этом году в Патриарших садах.
Но это не всё. Вы видите ветки какие обожжённые? Это грибковое заболевание, называется монилиоз или монилиальный ожог. Оно очень повредило нашим вишням последние 30 лет, может быть, даже больше, – рассказывает Валентина Васильевна.
Чтобы победить нашествие болезни, надо 4-5 раз опрыскивать деревья. Но, увы, сделать это весьма проблематично – знания о правилах вывения вишни канули в лету, а волонтёров и желающих помочь возродиться владимирской вишне – маловато.
Сейчас вы видите, вот что случилось с нашими вишнями. И тут уже винить кого-либо, но я считаю, это не тактично, – продолжает Валентина Васильевна. – Чтобы вырастить вишню, нужно знать 25 правил. А с годами эти все правила, они забываются. Климат меняется, плюс еще технология ухода за вишней, она тоже как бы постепенно уходит в небытие. Хотя и агрономическая наука развивается, но с манилиальным ожогом, манилиозом бороться очень трудно.

У вишни много заболеваний, все их надо помнить. Многие жители просто как раньше посадили вишню и думают, что будет отличный урожай. Валентина Васильевна подчёркивает, что для возрождения владимирской вишни у людей должны быть вишенники. Не три дерева вишни, а огромные сады. Да склон должен быть определенного направления.
Чтобы вернуть вишню на родину, нужно ещё и проводить испытания гибридов. Сорт-испытательная станция в Суздальском районе уже не работает. То есть испытывать по районам негде и некому.
Валентина Васильевна рассказала ещё много интересного о вишнях Патриаршего сада, но это уже – в следующих публикациях.
Но успокою вас заранее: Владимирская вишня ещё во Владимире! Но, правда, в плачевном состоянии. И только от нас и от властей зависит её дальнейшая судьба… А пока работники Патриарших садов будут продолжать ухаживать за вишнями, чтобы они не исчезли окончательно.
К слову, в субботу, 19 июля, Спасский холм и пешеходная улица Георгиевская превратились в главные площадки фестиваля «Владимирская вишня-2025», где проводились празничные мероприятия. В программе праздника были театрализованные представления, реконструкция танцев, интерактивные площадки, фотозоны, конкурсы и розыгрыши, мастер-классы, экскурсии и творческие программы.
Никита Овчинников-Коваринс