В федеральном исследовании влияния высших должностных лиц исполнительной власти российских территорий глава регионального правительства Владимирской области закрепился в группе руководителей субъектов РФ с сильным влиянием.
По традиции генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов, так охарактеризовал федеральную повестку рассматриваемого периода.
Федеральная политика в отношении регионов
1. Показательно специальное внимание Владимира Путина в ходе встреч с главами регионов к вопросам развития региональной инфраструктуры здравоохранения, а также кадрового потенциала для экономики. Эти темы наряду с повышением устойчивости экономики регионов могут быть обозначены президентом и в ходе пленарного заседания Петербургского экономического форума-2025.
2. Прямое взаимодействие федеральных властей с муниципальными органами власти может активизироваться и для выработки мер антикризисного экономического реагирования, в том числе в рамках реализации инвестпроектов в отраслях, стратегически значимых для поддержания социальной стабильности.
3. В рамках мер поддержки экономики регионов вероятна разработка новых федеральных инициатив в сфере стройкомплекса. Примечательно, например, прошедшее под председательством Владимира Путина заседание Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, в ходе которого глава государства поручил до конца 2025 года завершить детальную инвентаризацию всех спортивных сооружений для разработки плана их модернизации, капремонта и оснащения.
Кроме того, отметим повестку рабочей встречи президента с главой Минприроды Александром Козловым, на которой был поднят вопрос о ходе модернизации очистных сооружений в регионах. Вероятные новые проверки реализации таких проектов могут стать одним из факторов влияния Росприроднадзора на региональную политику, в том числе во второй половине 2025 года.
4. В рамках реагирования на вызовы, связанные с распространением природных пожаров, в зоне внимания руководства страны находятся вопросы взаимодействия федеральных ведомств. Так, Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства акцентировал внимание на вопросе налаживания такого сотрудничества между МЧС и Минприроды.
Однако в случае осложнения пожароопасной ситуации дополнительные политико-правленческие вызовы в этой сфере могут возникнуть и у руководства наиболее уязвимых регионов, особенно в июле – августе 2025 года. В отдельных случаях результативность проведения противопожарных мероприятий может стать дополнительным фактором, влияющим на ротации в губернаторском корпусе, которые могут пройти в период с осени 2025 до поздней весны 2026 года, либо, напротив, перспективы федеральной карьеры ряда руководителей регионального уровня (в том числе вице-губернаторов и региональных вице-премьеров, курирующих вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации.
Александр Авдеев. Фото: digital.avo.ru
Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1. Праймериз «Единой России», оставаясь ключевым внутриполитическим событием весны в сфере региональной политики, безусловно, оказывают влияние на внутриэлитный баланс в предвыборных субъектах.
2. Безусловно, одним из основных кадровых трендов, закрепляемых праймериз, становится включение в состав региональных и муниципальных элит или укрепления позиций в этой среде политиков с опытом участия в СВО. Такой тренд с высокой вероятностью сохранится, как минимум в 2026-2027 годах, оставаясь ярко выраженным в том числе для ряда индустриальных регионов.
3. Вероятно, в 2025-2027 года будет наблюдаться дальнейшее развитие тенденции по выдвижению людей с муниципальным управленческим опытом на руководящие посты в «Единой России».
4. Фактором изменения внутриэлитного баланса на местах традиционно остаются расследования в отношении высокопоставленных чиновников из регионов. В этой ситуации нисходящий тренд затрагивает часть губернаторов, возглавляющих субъекты, где наблюдались подобные тренды.
В целом такая активность проверяющих органов может мотивировать руководство регионов самим усилить внимание к проведению проверок в сфере реализации госконтрактов, в том числе затрагивающих строительную отрасль.Подобные тенденции могут уже во второй половине 2025 — 2026 годах привести к усилению роли контрольных управлений губернаторов и контрольно-счетных палат в ряде регионов, в том числе тех, где позиции глав наиболее уязвимы.
Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды июня — июля 2025 года
1. В региональной повестке ПМЭФ в июне, вероятно, получат дальнейшее развитие темы реализации высокотехнологических проектов (в том числе значимых для оборонных нужд), а также социальных инициатив (в частности, в условиях постепенного приближения парламентской кампании, когда общественный запрос в этой сфере дополнительно актуализируется).
На фоне перспектив как минимум, расширения внешнеэкономических контактов России в условиях менее консолидированноого санкционного давления преимущества в использовании ресурсов и возможностей ПМЭФ-2025 сохраняют регионы, на территории которых находятся ключевые логистические узлы для организации международной торговли.
Учитывая, что в преддверии ПМЭФ в медиа-пространстве обычно актуализируется обсуждение практических итогов работы региональных делегаций на предыдущих инвестфорумах, дополнительные имиджевые преимущества может получить руководство тех субъектов, которое сможет предъявить конкретные результаты участия в подобных мероприятиях межрегионального уровня.
2. Активизация подготовки партий не только к ЕДГ-2025, но и к думской кампании будет также вести к большей интенсивности переговоров между влиятельными игроками о предварительном распределении мест в партсписках и выдвижении по одномандатным округам в 2026 году. В федеральном руководстве ряда системных оппозиционных сил это может вести к рокировкам среди кураторов наиболее электорально значимых регионов.
При этом в оппозиционных партиях конкуренция за выдвижение в Госдуму от наиболее благоприятных для партий территорий может чаще переходить в публичную плоскость и приобретать конфликтный характер, вероятно, начав более явно проявляться уже осенью 2025 года.
Скорее всего, уже в течение лета текущего года могут активизироваться контакты как руководства партий системной оппозиции, так и ресурсных игроков, намеренных выдвигаться в Госдуму в 2026 году от «Единой России», с губернаторами наиболее населенных регионов. При этом обладающих достаточно устойчивыми позициями на федеральном уровне, чтобы оказывать существенное влияние на выдвижение и ход кампаний таких потенциальных кандидатов.
3. Постепенная активизация подготовки к парламентской кампании уже летом — в начале осени 2025 года может вести к дальнейшему усилению противоречий в субъектах с неустойчивым внутриэлитным балансом. В том числе тех, где в 2025 года не намечается избирательных кампаний регионального уровня.
Вероятно, новая волна межэлитной напряженности в таких субъектах будет наблюдаться в связи с обсуждением региональных бюджетов осенью 2025 года. Однако уже с конца текущего — первые месяцы 2026 года могут активизироваться консультации о путях преодоления противоречий между ключевыми игроками в таких регионах. В том числе с привлечением к ним федерального руководства парламентских партий.
4. Выдвижение запретительных инициатив в сфере миграционной повестки может актуализировать противоположный тренд — на внимание к опыту регионов в сфере социально-культурной адаптации иностранных рабочих.
Во второй половине 2025 года на федеральных площадках вполне вероятно более активное обсуждение подобного опыта адаптации мигрантов. Это может стать дополнительным мотивом взаимодействия крупных работодателей с руководством таких регионов.
5. Приближение периода обсуждения проекта федерального бюджета на 2026 и плановый период 2027 и 2028 годов с высокой вероятностью уже в течение лета будет актуализировать тему эффективности использования регионами федеральных средств на реализацию крупных проектов как инфраструктурного, так и социального значения. Это будет усиливать влияние на региональную политику Счетной палаты, а также, вероятно, федерального Минфина и Генпрокуратуры.
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты, которые определяют место каждого регионального главы по ключевому вопросу исследования: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?»
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете. А затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
В сравнении с апрелем текущего года губернатор Владимирской области Александр Авдеев поднялся в рейтинге еще на пять ступенек и закрепился в группе с сильным влиянием на 41 позиции.
А лидерами списка в группе с очень сильным влиянием кроме неизменных лидеров: Сергея Собянина (мэра Москвы), Рустама Минниханова (президента Республики Татарстан) и Рамзана Кадырова (главы Чеченской республики), находятся и двое наших соседей: на 6 месте губернатор Московской области Андрей Воробьев и на 9 — губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Кампанию Александру Авдееву в группе с сильным влиянием составили: губернаторы Рязанской области Павел Малков (28 место) и Ивановской области Станислав Воскресенский (49 место).
И только губернатор Ярославской области Михаил Евраев из наших соседей оказался в группе со средним влиянием на 56 позиции.