Владимирский городской Совет народных депутатов уже подготовил на 28 страницах перечень изменений в Устав муниципалитета, ограничивающие права жителей МСУ и расширяющие неограниченные полномочия на территории столицы Владимирской области на принципах тотального единоначалия губернатора Александра Авдеева.

Александр Авдеев. Фото: @avdeev_o_vazhnom
Чтобы придать легитимность своей «капитуляции» перед «белым домом», большинство депутатов горсовета, представляющие интересы «Единой России» во главе с председателем Николаем Толбухиным, репутация которого вызывает в общественном мнении много вопросов, своим проектом решения от 24 октября выносят этот «сырой» документ изменений в Устав на публичные слушания 18 ноября.
«Белый дом» стремится к тотальному контролю над Владимиром
Даже трудно было себе представить, чтобы после провальной явки на сентябрьских выборах, которую по всем параметрам можно назвать катастрофой (всего 15,07 % при средней по стране 46%), вновь избранный депутатский корпус единодушно проголосует за кандидатуру Николая Толбухина на пост спикера.

Николай Толбухин. Фото: автор Ирина Ситникова/ВВ
В биографии земляка, арестованного за взятку мэра Дмитрия Наумова (оба являются уроженцами Мстеры Вязниковского района), эксперты обнаружили данные, никак, по моему мнению, не вписывающиеся в статус одного из видных муниципальных управленцев.
В «семейном досье» спикера, если доверять обнародованной в соцсетях информации, можно познакомиться с целой серией уголовных расследований (см. публикацию «Владимирский горсовет распределил ключевые должности по партийной разнарядке сверху» на сайте «Томикс» от 1 октября текущего года).
И тут, либо кадровики правящей партии не располагали всей полнотой информации о соискателях номенклатурных должностей (что выглядит почти неправдоподобно), либо сделано это с неким прицелом, мол, с управленцем с подобным «репутационным резюме» будет проще договариваться при обсуждении сложных вопросов.
Так или иначе, но избрание Толбухина прошло по рекомендации и согласованию с руководством регионального отделения партии «Единая Россия», возглавляемое губернатором Александром Авдеевым (см. публикацию «Избрание спикера Владимирского горсовета оголило проблему репутации местной власти» на сайте «Томикс» от 3 октября текущего года).
Причем, складывается впечатление, что горсовет явно спешит с изменениями в Устав. Вы можете себе представить: каким образом участники слушаний (простые горожане, не обладающие всей полнотой правовых знаний) за несколько часов смогут в деталях разобраться в 28-страничном документе и принять справедливое решение? Извините, но такой подход больше, на мой взгляд, походит на профанацию или мероприятие ради галочки, нежели на профессиональную дискуссию о фактически судьбе местного самоуправления во Владимире.
Нечто похожее мы уже проходили при ликвидации «белым домом» во Владимирской области двухуровневой системы МСУ в 2024 — 2025 годах. Власть Владимирской области, похоже, не просчитала последствия поспешной ликвидации первичной, исторически сложившейся системы местного самоуправления. Эксперты прогнозируют серьезное ослабление партийного представительства на местах из — за резкого сокращения поселений, которые были ключевыми площадками, в первую очередь, для системной оппозиции.

Ольга Хохлова. Александр Авдеев. Фото: vedom.ru
Как известно, безоговорочными сторонниками одноуровневой системы МСУ выступили первые лица области: глава регионального правительства Александр Авдеев и спикер Законодательного Собрания Ольга Хохлова, по совместительству являющиеся лидерами местного отделения правящей партии «Единая Россия» (см. публикацию «Насколько велик запас прочности у губернатора Александра Авдеева?» на сайте «Томикс» от 8 августа текущего года). Речь, напомню, идет об очередном переделе власти, а если точнее об укреплении ее регионального уровня. Особенно в тех субъектах, где достаточно низкий уровень жизни и сохраняются предпосылки роста протестных настроений.
Там, где власть опасается честной политической конкуренции на выборах и обеспокоена влиянием независимого общественного мнения, губернаторы начинают жестко применять инструменты административного ресурса. И во многом противоречивая муниципальная реформа предоставила им такой шанс, когда контроль над всей региональной властью можно сохранить только на основе тотального единоначалия и исключить любые возможности протестного голосования (см. публикацию «Муниципальная реформа обнажила большую опасность для партийной системы в России» на сайте «Томикс» от 11 августа текущего года).
Во многих регионах России власти поступили более предусмотрительнее и не форсировали, как в нашем «белом доме», события с поголовной реорганизацией привычной модели местного самоуправления. Мало того, треть субъектов РФ до сих пор не спешат с ликвидацией поселенческого уровня МСУ.
По мнению федеральных экспертов, пока в законе не будут прописаны конкретные критерии ресурсной и финансовой поддержки органов местного самоуправления, муниципальная реформа будет «пробуксовывать», а региональная власть будет все дальше прятаться от запросов населения бюрократическими «перегородками».
Президент заинтересовался последствиями муниципальной реформы
Такие выводы последовали на встрече Президента Владимира Путина с лидерами фракций Госдумы. Проблему заострил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, обративший внимание на сильное низовое недовольство на местах, вызванное кампанейским подходом к ликвидации двухуровневой модели МСУ, что сказалось на избирательной кампании в сентябре.

Фото: пресс-служба Президента РФ
Все оказалось далеко не так просто, как пытается преподнести губернатор. Именно он в соавторстве со спикером регионального парламента, без учета интересов местного населения и экономических обоснований, по-кампанейски приступил к «зачистке» привычного поселенческого уровня МСУ (см. публикацию «Безоговорочная поддержка муниципальной реформы аукнулась «белому дому» провалом на выборах» на сайте «Томикс» от 1 октября текущего года).
Не будем забывать прописную истину: чиновники приходят и уходят, а люди остаются (см. публикацию «Муниципальные выборы во Владимирской области обострили проблему легитимности местной власти» на сайте «Томикс» от 15 сентября текущего года).
В июле региональный парламент по личной инициативе губернатора Александра Авдеева лишил избирателей Владимирской области прав на прямых всенародных выборах избирать глав муниципальных округов (за его законопроект проголосовали 37 депутатов ЗС и лишь 3 были против). Не сомневаюсь, что оценка местных избирателей за такую монополизацию власти «белым домом» в регионе-33 еще последует на выборах депутатов Госдумы в 2026 году.
Тем самым, «ручной» региональный парламент (системная оппозиция при своем скромном представительстве и желании ничего не может противопоставить абсолютному большинству «единороссов») окончательно наделил главу «белого дома» неограниченными полномочиями единоначалия.
Как об этом отмечал ранее в своих публикациях, руководитель областного правительства к данной цели шел терпеливо и без пафоса все прошедшие 3,5 года (см. публикацию «Депутаты и муниципальные главы Владимирской области с подачи «белого дома» обрели статус неприкасаемых» на сайте «Томикс» от 30 сентября текущего года).

Фото: @zsvo33
На пути к единоначалию губернатор превратил выборы глав муниципальных округов в процедуру «назначений» из числа своих фаворитов. Однако федеральные эксперты принципиально уточняют: по новой модели должны избираться руководители всех без исключения региональных столиц, но для обычных муниципалитетов закон по-прежнему оставляет варианты: прямые выборы, назначение из числа депутатов, через конкурс или по «губернаторской» схеме.
И здесь «белому дому» Владимирской области можно адресовать много вопросов о выборе только одного варианта в интересах Александра Авдеева (см. публикацию «Обратная сторона назначения губернатором глав муниципальных округов» на сайте «Томикс» от 27 октября текущего года).
И если бы региональная системная оппозиция проявила характер, то могла бы попытаться провести правовую экспертизу такого решения и при необходимости оспорить его в суде. Или хотя бы дала понять «белому дому», что во Владимирской области есть здоровые политические силы, способные контролировать соблюдение федерального законодательства в выборах. Иначе можно окончательно «убить» все проявления исконно народной демократии в конкретном субъекте РФ.
И вот в закрепление своей неограниченной власти Александр Авдеев приступил к «реформированию» остатков МСУ во Владимире. В предложенном муниципальном пакете изменений в Устав региональной столицы депутаты из «Единой России» предлагают ввести «табу», или запрет, на отзыв депутатов и увольнение мэра. Лишить горожан прав на разработку занонодательных инициатив и проведение конференций граждан. В то же время, губернатор получает тотальный контроль над Владимиром, вплоть до роспуска муниципального парламента и другие личные «преференции».

Фото из архива «Томикса»
Если депутаты горсовета не остановят эту «вертикализацию» муниципальной власти в угоду своим конъюнктурным интересам, то войдут в политическую историю родного города, по моему твердому мнению, как соучастники разорения местного самоуправления.
Михаил Буянов