Региональная власть, казалось бы, только начала отходить от коррупционных преступлений, парализовавших вертикаль исполнительной власти в период губернаторства Светланы Орловой. И вот, похоже, все повторяется при губернаторе Александре Авдееве, с приходом которого в 2022 году жители возлагали большие надежды…
Однако арест правой руки главы регионального правительства куратора экономики, промышленности и инвестиций, первого вице — губернатора Александра Ремиги заставил и население, и экспертов вновь заговорить о качестве приглашенных со стороны управленцев на ключевые должности в «белый дом» (см. публикацию «Александр Ремига арестован по подозрению в получении взятки» на сайте «Томикс» от 10 июня текущего года).
Именно уроженка Еврейской автономной области Светлана Орлова в своей кадровой политике в 2013—2018 годы сделала ставку на разночинцев — варягов, неоправданно потеснив на второй план местных перспективных управленцев, хорошо знающих многолетний уклад жизни родной губернии и реальный потенциал ее доморощенных кадров. И что из этого получилось? А ведь ее публично предупреждали (в том числе и автор этих строк) о возможных последствиях такой кадровой непредусмотрительности, свойственной сторонникам единоначалия.
Тот противоречивый период в современной политической истории Владимирской области эксперты и журналисты окрестили «Орловщиной». С одной стороны, и не без оснований, Светлану Орлову считали самым эффективным региональным топ — менеджером за постсоветский период жизни региона-33, обладавшим уникальными лоббистскими способностями и связями в политических и деловых кругах столицы. С другой стороны, ее своенравный характер и барские замашки создавали в общественном мнении образ Светланы Юрьевны, как одиозной и избалованной «хозяйки», не терпящей никаких возражений.
Светлана Орлова. Фото: independent-press.ru
Что, собственно, и явилось главной причиной ее неожиданного и сокрушительного поражения на выборах в сентябре 2018 года в результате протестного голосования избирателей Владимирской области против «барской модели» управления со всеми ее пороками и серии громких коррупционных расследований в ее ближнем круге.
Однако во всех этих резонансных скандалах о противоречиях Орловщины» есть одна настораживающая закономерность : большинство фигурантов резонансных уголовных расследований тех лет являются варягами. Меня нередко оппоненты упрекают в использовании этого слова. Будто бы оно оскорбительное и ругательное.
Помилуйте, господа! В древних русских летописях и правовых памятниках варяги — собирательное обозначение скандинавских народов. Ряд исследователей сближает варягов со скандинавскими викингами. Русские летописи, начиная с самой ранней известной «Повести временных лет» связывают с варягами (варяги ещё назывались «русью») возникновение государства Русь («призвание варягов» в 862 году по летописной хронологии). А сегодня политологи используют это слово исключительно для обозначения статуса управленца по народному принципу: местный или приглашенный со стороны.
Так вот, главными коррупционерами при Светлане Орловой, по расследованию силовиков, были приглашенные ею варяги: завместитель губернатора по имущественным и земельным отношениям Елена Мазанько, заместитель губернатора по строительству Дмитрий Хвостов и супруг «министра пропаганды «белого дома» Риты Шляховой, директор ГУП комбинат «Тепличный» Виктор Шляхов.
Правда, в ходе судебных заседаний по делу Хвостова (приговорён к 11 годам колонии строгого режима), как отмечали «Аргументы недели» от 15 апреля 2019 года, озвучивались факты, которые не нашли отражения в приговоре. Например, квартира «нужным людям в подарок» от строителей, покупка «Ауди A8L» якобы для бывшего губернатора, хищения бюджетных средств на госконтрактах, и выдачи разрешений на застройки за взятки. А все посредники и взяткодатели, и, главное – покровители – отделались лёгким испугом. Но это уже совсем другая история.
А теперь обратимся к нынешним событиям в «белом доме», в эпицентре которых, опять оказались варяги из команды губернатора, уроженца Калужской области Александра Авдеева: министр здравоохранения Валерий Янин и первый вице-губернатор Александр Ремига. Первый — уроженец Пензенской области, а второй — Мурманской.
Разработкой Янина занимались региональные Следком и УФСБ. Министру здравоохранения предъявлено обвинение по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.286 УК РФ (присвоение с использованием служебного положения в крупном размере), п. «е» ч. 3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное из корыстной заинтересованности.
Как установило следствие, обвиняемый в период с 2021 года, в бытность главным врачом Александровской райбольницы, необоснованно начислял подчиненным повышенные материальные выплаты, часть из которых по его указанию систематически передавали ему.
Фото: sun9-53.userapi.com
После назначения на должность министра здравоохранения региона – 33 в региональном правительстве в ноябре 2023 года Янин продолжил противоправную деятельность. При получении очередной суммы 11 декабря 2024 года был задержан сотрудниками УФСБ. По предварительной версии, министр получил более 400 тысяч рублей. Следствие продолжается (см. публикацию «Задержан министр здравоохранения «белого дома» Валерий Янин» на сайте «Томикс» от 13 декабря 2024 года).
Спецоперацию по Ремиге провели в формате строгой секретности, которая стала, судя по всему, полной неожиданностью для губернатора Александра Авдеева и его ближнего круга (см. публикацию «В белый дом» Владимирской области нагрянули силовики» на сайте «Томикс» от 9 июня текущего года).
Басманный суд Москвы арестовал первого заместителя губернатора, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом в особо крупном размере).
Уже сейчас эксперты прогнозируют целую серию резонансных разоблачений, способных обрушить деловую репутацию «белого дома» в глазах избирателей Владимирской области и привести к серьезным кадровым рокировкам в вертикали региональной исполнительной власти (см. публикацию «Не исключено, что в деле Александра Ремиги появятся новые подробности и фигуранты» на сайте «Томикс» от 17 июня текущего года).
Как сообщили «Владимирские ведомости» 17 июня (официальное издание «белого дома»), во время отсутствия арестанта Ремиги его обязанности будет совмещать вице — губернатор Сергей Волков, курирующий в региональном правительстве сферы ЖКХ и строительства. В свою очередь, министр экономического развития и промышленности Денис Синявский будет «осуществлять организационное взаимодействие с ведомствами экономического блока».
А вот увольнение Александра Ремиги, уточнил «белый дом» «ВВ», «возможно по его собственному желанию либо с формулировкой «по утрате доверия», но лишь в случае вынесения ему обвинительного приговора».
Как видите, история с варягами за последние 12 лет во Владимирской области действительно повторяется. Не будем забывать и резонансное дело при дворе Владимира Сипягина уроженца Приморского края Григория Вишневского.
Только сейчас, в условиях повышения персональной ответственности губернаторов за положение дел в субъектах РФ, выводы Кремля могут быть самыми жесткими (см. публикацию «Владимир Путин выстраивает более эффективную вертикаль региональной власти» на сайте «Томикс» от 6 апреля текущего года).
Фото: t.me/clubrf
Своим Указом от 28 ноября 2024 года «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ» Президент утвердил новые показатели эффективности губернаторов и обновил ключевые показатели эффективности (KPI) для глав российских регионов.
В чем суть президентского подхода? В серьезной корректировке критериев аттестации лидеров территорий и повышении их персональной ответственности. И главные из них – социальное самочувствие населения и его отношение к власти. Эксперты пришли к выводу, что наиболее объективным критерием оценки губернаторов и в целом власти могут служить KPI измерения настроений самих жителей (см. публикацию «Прислушается ли губернатор региона-33 Александр Авдеев к предостережению Кремля?» на сайте «Томикс» от 29 ноября 2024 года).
Смена федеральной управленческой повестки, по замыслу Администрации Президента, должна позволить главам субъектов РФ укрепить свои позиции в исполнительной вертикали власти и получить возможности для маневра в экономической и кадровой политике (см. публикацию «Кремль укрепляет позиции руководителей российских регионов» на сайте «Томикс» от 10 марта текущего года).
Пока, похоже, маневры в кадровой политике «белого дома», на мой взгляд, явно пробуксовывают.