19 апреля во Владимире представители власти и общественники в очередной раз собрались для обсуждения проблем молодежной политики в регионе-33. Среди спикеров были сенатор Ольга Хохлова, врио вице-губернатора Владимир Куимов и председатель Молодежной думы при Заксобрании Максим Быстров. Последний завёл «горячую» тему патриотического воспитания молодежи, которая слегка взбудоражила присутствующих в зале и они не смогли промолчать.
Среди таких оказался Илья Кульков. Он представился помощником члена Общественной палаты Владимирской области Алексея Трофимова. На сайте сказано, что Трофимов представляет региональное отделение общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Во время своего выступления Илья Кульков отметил, что военная патриотика складывается из четырех основных составляющих: гражданская и военная патриотика, поисковое движение и военная реконструкция.
Его удручает, что после заявления президента России Владимира Путина в 2014 году о необходимости демилитаризации общества, военную патриотику начали игнорировать.
«Об этом говорят формы поддержки. Со временем, все меньше субсидируются организации и клубы военно-патриотической направленности. Это факт. И не владимирский, а общероссийский», — считает спикер.
Мужчина был серьезен в своих высказываниях, было похоже, что он человек военный. Военный патриотизм прививается, в том числе, в школах на уроках истории, но спикер уверен, что большой процент преподавателей — либеральных взглядов, что вызывает затруднения в обучении детей патриотизму.
«Даже сейчас, когда произошла такая беда, о которой мы все знаем [спецоперация на Украине, — прим. ред]. Например, Анатолий Геннадьевич [Аннин, председатель ОП] выкладывает у себя в социальных сетях посты. А учителя у нас говорят «зачем нам эта война? нам это не надо». Если бы это не случилось, через два дня это [вероятно, войска недружественных стран, — прим. ред] были бы на территории Курской, Брянской и Ростовской областей. Это бы пришло к нам и это надо понимать. Это очевидный факт.
Никогда не думал, что буду цитировать «думского предсказателя» [Владимира Жириновского, — прим. ред], но для того, чтобы Россию уважали, нужно учить не английский язык, а автомат Калашникова. И если рассмотреть исторический момент, уж извините, что жёстко говорю, ни один конфликт, ни одна спорная ситуация за 1000-летнюю историю нашей цивилизации не решилась мирным путем», — считает выступающий.
Далее он перешел к примерам. Рядом с ним находился его товарищ, действующий сотрудник сил специальной операции, который ранее служил в подразделении специального назначения. Его имя не было названо, по усмотрению старшего товарища — в целях безопасности.
Молодой человек, примерно 27 лет, сообщил, что патриотическое воспитание сейчас на нулевом уровне. Он сказал, что школы приглашают для лекций в основном блогеров и тик-токеров, а не героев войны или служащих в российской армии.
«Наша молодежь не приспособлена видеть то, что сейчас происходит на территории Украины — спецоперацию. Они не хотят идти служить. Я недавно был в военкомате, посмотрел, кто призывается — я посмеялся. Все пытаются сбежать, закосить от армии, но кто тогда пойдет защищать страну, если случится нападение?» — вопрошал выступающий.
Он же рассказал, что когда был на территории Украины, своими глазами видел, как погибают 18 и 19-летние парни. А погибают они потому, что не знают, как владеть оружием и вести себя на территории врага.
«Я видел, как гибли 18 и 19-летние парни, которые не подготовлены, им ничего не преподают вообще. У них в голове тик-ток, инстаграм, погулять, потусить. Не проводится патриотическое воспитание», — закончил свою речь молодой человек.
Позже в разговоре с Томиксом он пояснил, что сам участвовал в боях в Гостомеле. Также он не стал отрицать, что неподготовленность молодых бойцов происходит и из-за «недогляда» в российской армии.
Отвлечемся немного от спикеров и вспомним недавние ужасающие вести из Перми или Казани.
Инцидент в Казани произошел в мае прошлого года. Тогда бывший ученик гимназии пришел в учреждение с оружием и начал стрелять по людям. Это не единичный случай, когда российские школьники себя так вели.
Томикс тогда пообщался с директором владимирской школы №40 Дмитрием Кушпитой, чтобы выяснить причины такого поведения детей и как можно обезопасить территории школ.
Ответ был прост: меньше говорить про войну, меньше показывать оружие.
Отсюда возникает вопрос, можно ли в милитаризме вырастить нежесткое поколение? Полагаю, что нет. Поэтому оружие в школах, фильмы про войну — это мера, которую нужно правильно подать. Нельзя просто вывалить детям автомат Калашникова и сказать, что это — патриотизм. К каждому ребенку нужен свой подход.
Владимир Куимов парировал на доводы военных экспертов тем, что молодежь в нашем демократическом государстве не плохая и не хорошая, она разная. Есть те, кому ближе военная тематика, а есть те, кому нравится архитектура или творчество. И интересы всех групп молодежи нужно соблюсти.
Бывший уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области, а ныне замдиректора школы №22 Геннадий Прохорычев в силу своего опыта озвучил много важных идей.
Например, идею о структурировании и выработке специального плана по духовно-нравственной и патриотической работе с молодежью. Прохорычев пояснил, что каждое образовательное учреждение составляет себе определенный план мероприятий по воспитанию молодежи. Но бывает так, что в расписание вмешивается департамент образования со своими проектами, которые тоже нужно проводить каждой школе. И из-за этого график школ по воспитанию молодежи ломается.
Что касается патриотического воспитания, тут Прохорычев категоричен: детям нужно не рассказывать, а показывать.
«Если ребенок не увидит точки в нашей стране, где происходили те или иные события, привить патриотизм сложно. Поэтому каждый ребенок, каждый молодой человек должен побывать в этих точках. Это 35 батарея в Севастополе, это Волгоград, Прохоровское поле, Брест. Если ребенок там не будет, можно сколько угодно ему рассказывать, что это было тогда-то.
Предложение для вузов: сложная ситуация на Украине, мы держим кулаки, чтоб все было хорошо, и первый шаг, который Владимирская область должна сделать — восстановить стройотряды. Мы первыми должны поехать в Мариуполь!», — считает бывший чиновник.
Из зала ему в ответ крикнули «давайте сначала победим». Однако патриотизм Прохорычева был непоколебим.
«Мы победим, я даже не сомневаюсь. Вы сомневаетесь? Я — нет», — гордо ответил Геннадий Леонардович.
После этого беседа перестала быть такой дружелюбной, какой была несколькими минутами ранее. Немного спикеры отошли от основной повестки, но быстро в нее вернулись и завершили обсуждение молодежной политики.
Хотелось бы, чтобы сказанное во время мероприятия, не прошло бесследно и какие-то идеи были взяты за основу при разработке концепции развития молодежной политики. Как это будет работать — время покажет.
Контекст: Ранее Томикс опубликовал текст с мероприятия о миграции молодежи из региона.