23.04.2024 10:38
Погода: 10.6 °C

День российской печати: От Петра I до наших дней

Сегодня – День российской печати. Мало того, ровно 320 лет назад произошло событие, в честь которого этот праздник и утверждён: с 13 января 1703 года в России начала более или менее регулярно выходить первая публичная газета – «Ведомости». Инициатором её создания был Пётр I.

В историю вдаваться не будем: юбилей, конечно, славный, но именно печатные СМИ сейчас, как ни прискорбно, являются видом вымирающим, который можно заносить в «Красную книгу» выходящих из употребления вещей наравне с печатными машинками, синькой для белья и настольной игрой «Лото».
На исчезновение общественных газет вследствие прогресса наложилось ещё и то обстоятельство, что государство стремится как можно жёстче контролировать средства массовой информации, обкладывая их со всех сторон устрашающими законами: о фейках, об иноагентах, о «проявляющих неуважение к власти постах» и т.д. Из-за этого в прошлом году, например, закрылась «Новая газета» (признана иноагентом): особых финансовых проблем у неё не было, но выпуск пришлось остановить – всё равно бы прихлопнули.

На этом фоне общим местом стали разговоры о том, что независимые СМИ в стране кончились, их нет, все под «колпаком», – спорить об этом не будем, тенденция очевидна. С другой стороны, вы держите в руках газету «Томикс», которую, как ни крути, ни провластной, ни «проедросовской», ни какой-либо ещё «про» касательно органов власти не назовёшь. То есть говорить о том, что ни капли свободы в типографских оттисках не осталось, – значит не верить своим глазам.

Другое дело, что да, наверное, «Томикс» – в пределах Владимирской области уж точно – это исключение из правил, уникум, последний из могикан независимой прессы. Но хотелось бы надеяться, что подобные островки редакционной вольности каким-то чудом уцелели и в других регионах – обидно, если везде выжженное поле.

И смена предпочтений читающей публики (новые поколения с головой в гаджетах), и выхолащивание печатных СМИ до уровня исключительно казённого продукта приводят к одному: основной массив информации – чем дальше, тем больше – люди потребляют через интернет: сайты, соцсети, мессенджеры. А поскольку «закрутка гаек» в отношении СМИ распространяется и на виртуальное пространство, там тоже идёт своя дифференциация: зарегистрированные средства массовой информации с поля уходят, зато плодятся анонимные каналы, которым бояться нечего – кто за ними стоит, неизвестно, поди возьми их за рубль за двадцать.

В результате анонимы, не стеснённые никакими рамками – от слова «вообще»: делай что хочешь, от употребления мата до высасывания фактов из пальца, – имеют гораздо больше шансов завоевать внимание аудитории, чем их конкуренты, действующие официально под пристальным взором всевозможных «надзоров» и прочей проверяющей братии. В конце концов, тем и контролировать-то будет некого: анонимов не достанешь, за тех, что на бюджете, можно не волноваться, у них самоцензура злей бенкендорфского пера, остальные, скорее всего, сыграют в ящик, причём не почтовый.

Но пока мы живы, чего и остальным коллегам желаем, тем более что День печати давно перерос из профессионального праздника одних лишь газетчиков в праздник всех журналистов. Правда, для праздников время сейчас не самое подходящее. Но дата круглая, солидная – грех не отметить. 320 лет всё-таки.
К тому же по сравнению с петровскими временами налицо явное движение вперёд и смягчение нравов. При первом русском императоре тиражировалась единственная официальная газета, другие же самочинные оттиски считались подмётными письмами и прелестной грамотой, одно чтение которой могло привести на дыбу или на плаху. Сейчас же выбор куда шире, а последствия менее фатальные. Прогресс!

Николай Майоров

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала

Другие новости:

1
dd450ec8-a891-40bd-8370-3c4563ffffbe
-дорога
дети

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.