19.04.2024 11:26
Погода: 15.0 °C

С больной головы на здоровую: журналистов отчитали за популяризацию подростковой ЧВК «Рёдан»

Не только региональные «правильные» чиновники, депутаты или общественники, когда надо перенести ответственность за какое-то чрезвычайное происшествие с власти на кого-то, выступают с весьма странными заявлениями. Есть подобные явления и на федеральном уровне. В воскресенье, 26 февраля 2023 года, выпадом в адрес журналистов отличилась руководитель «Лиги безопасного интернета», член Общественной палаты России Екатерина Мизулина. Досталось журналистам за «популяризацию» подросткового движения ЧВК «Рёдан».

С чего всё началось

Началось всё с того, что ленты федеральных СМИ на прошлой неделе «сотрясла» новость о массовой драке подростков в московском торговом центре «Авиапарк». Выделились в ней юноши с длинными черными волосами, одетые в клетчатые штаны и вещи с изображениями пауков. 

«Акулы пера» моментально «нарыли» информацию, что это — представители новой молодежной субкультуры ЧВК «Рёдан». Якобы подростки объединились на почве нелюбви к футбольным фанатам, уроженцам Кавказа и мигрантам. 

«Ноги растут» от японских манге (комиксов) Hunter x Hunter, где есть «Геней Рёдан» — преступная организация, также известная как «Призрачная труппа» или «Паук».

«Такие движения курируются соцсетями. Они носят деструктивный характер и направлены либо на убийство и самоубийство, либо на дестабилизацию общества.

Их просто используют. Агрессия выливается в действия, заметим, достаточно ксенофобского и расистского характера. Ребят повязывают общим преступлением, а затем их выводят на периферию общества, делая сплочённую группировку» рассказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» сектовед, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин.

 

Кто не дорабатывает?

Руководитель «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина отмечает, что именно после активных публикаций в СМИ (и, конечно, во «ВКонтакте» и Telegram) об упомянутой драке «достаточно локальное» явление превратилось во «всероссийское».

«Только в ТГ появилось более 100 каналов, не меньше их и в VK, они мгновенно набрали аудиторию. Причём многие из них сделаны отнюдь не ЦИПсО [армейский отдел по психологическим атакам на противника, ассоциирующийся сейчас в первую очередь с Украиной], а самими подростками. Ячейки «Рёдана» растут как грибы после дождя: от Владивостока до Калининграда, от Старого Оскола до Урюма», — уверяет читателей своего Telegram-канала Мизулина.

Естественно, первопричиной сложившейся ситуации официальная общественница считает «хайп» и «бесконтрольное распространение информации в соцсетях».

«Это свидетельствует об аналогичных возможностях в отношении других субкультур и течений, например, прямо пропагандирующих диверсии и теракты. Запрос на агрессию в молодежной среде имеется, он громадный», — продолжает борец «за добро».

Также у Мизулиной есть вопросы к тем, кто за государственный счёт наделён полномочиями по мониторингу деструктивного контента среди молодёжи  — Росмолодежи и его дочерней структуру АНО «ЦИСМ»: «Что было сделано для того, чтобы остановить продвижение этой опасной субкультуры среди детей? Почему не применяются превентивные и профилактические меры?».

Исподволь — к главному

Дабы подвести среднестатистического россиянина к главному выводу — как побороть «деструктив», Екатерина Мизулина в своих рассуждениях о том кто виноват и что делать откровенно нагнетает.

«Аниме-субкультура в целом деструктивна. Пора перестать закрывать на это глаза. Значительная часть «анимешников», несмотря на стереотипы о привлекательности этой субкультуры, исповедует насилие, и готова его применить», — пишет общественная деятельница.

Сказанное далее, учитывая главный вывод, к которому подводит Мизулина, скорее, «для красного словца».

«Ситуация показывает, что у огромной массы подростков слишком много свободного времени, а воспитательная работа и вовлечение их в социально-приемлемые формы досуга провалены, и общество, как всегда, оказалось к этому не готово», — критикует неизвестно кого за отсутствие работы с детьми и подростками фанат «девственно чистого» интернета.

Дальше — больше. 

Вместо того, чтобы задать власть имущим вопросы, вроде: «Где работа с детьми?», «Где добрый контент в сетях и по телевидению?», «Где работа с детьми в школах во внеурочное время?», «Где доступные секции?» и так далее, Мизулина снова ищет виноватого не там:

«Всё это результат манипуляций с детской аудиторией через соцсети со стороны отдельных безответственных блогеров. Ребятам просто нечем заняться, они не видят больших и интересных проектов, и поэтому таким образом выплескивают свою энергию. А дурацкий “креатив” им “подкидывают” их кумиры, многие из которых делают это сознательно с подачи иностранных государств. А также провокаторы, которых много на просторах сети».

Правда федеральная ОПница, но очень вскользь, признаёт — что именно «ситуация с воспитанием и образованием» в стране ведёт к тому, что «вакуум» в подростковой среде заполняется тем, чем заполняется.

Кто виноват…

Предложения по борьбе с новым движением, которого, если быть до конца честным, скорее нет, чем есть, госпожа Мизулина «насыпала», что называется, по накатанной:

«Необходимо жесткое превентивное реагирование: недопущение сборищ, профилактика деструктивных явлений и организованное идеологическое наступление на всех этих “пауков”. И начинать эту работу нужно прямо сейчас. Много вопросов и к работе закона о “самоконтроле” соцсетей. Нужно ввести ответственность за нарушение закона, без этого закон просто не работает и никакой самостоятельной модерацией соцсети не занимаются. Причем штрафы для IT-компаний должны быть оборотными».

В общем, всё как всегда: «Мизулины» предлагают бороться со следствием, а не с причиной. Предлагают «вырезать опухоль», а не хотя бы пытаться лечить болезнь или, что лучше и надо бы делать — проводить профилактику, то есть — на допускать заболевания вовсе.

…И что делать?

Мизулинское «Что делать?» также нелепо, но и, увы, также привычно, как и её «Кто виноват?».

«Никто не сделал для популяризации этого неформального субкультурного и достаточно локального явления больше, чем СМИ и соцсети VK и Telegram», — начала свой гневный пост Мизулина.

И сделала в конце вывод: «У СМИ и крупных медиа ресурсов (таких, как крупные ТГ-каналы) должен быть прямой запрет на освещение подобных тем. Ни к чему полезному, кроме как к популяризации драк, антисоциальных явлений, нападений на школы, их столь пристальное внимание к деятельности субкультурных течений не ведёт».

С больной головы на здоровую

В общем, всё как всегда: «Мизулины» почему-то уверены, что проблему деструктива в подростковой и молодёжной можно решить, если о ней молчать и запрещать всё, что ещё не запрещено и можно запретить.

В этом плане она и подобные ей деятели напоминают киношного профессора Преображенского, который вместо того, чтобы объяснить «правила жизни» порожденному на свет человеку, предпочитал ограничиться поучениями и запретами.

Чем всё закончилось — известно: воспитать человека у профессора не получилось, пришлось его уничтожить.

Не к этому ли стремятся «Мизулины» — «запретить» всех с их точки зрения «неправильных» людей? Ответ на вопрос страшный, но, кажется, очевидный.

Двойные стандарты?

Немаловажной деталью, да что там — архи важной! — для понимания, что Мизулина ведёт «не туда» является ещё одна. Если говорить о претензиях официальной общественницы к СМИ и соцсетям, почему-то в то время, когда в России активно обсуждался вопрос о введении запрета на пропаганду ЛГБТ, она и её последователи не предъявляли претензий ни к СМИ, ни к официальным Telegram-каналам известных политиков и общественников по поводу де-факто пиара одной известной книги про лето в пионерском галстуке.

А ведь тогда, говоря языком Мизулиной,

«Никто не сделал для популяризации этого явления больше, чем…».

Двойные стандарты? Вероятно, если не очевидно. Как и в вопросе заполнения «вакуума».

«Слово “ЧВК” в молодёжных кругах звучит привлекательно <…> Для молодёжи  — это культ силы, военной должности. Культ “военной должности” и силы всегда был привлекателен, здесь также прослеживается связь с ЧВК “Вагнер”», — сказал всё в той же беседе с «Говорит Москва» сектовед, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин.

Почему-то разгневанная Мизулина ни слова не сказала о том, что «культ силы» — то, что у нас пропагандируется с утра до вечера по всем без исключения телеканалам.

Интересно, если бы «рёдановцы» в качестве врага выбрали того, кто является врагом Мизулиной, она распалилась бы точно так же, или кричала «Ура!»?

Ответ, кажется, снова очевидный и снова — страшный.

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала

Другие новости:

1
dd450ec8-a891-40bd-8370-3c4563ffffbe
-дорога
дети

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.