Региональные власти отрицают запуск масштабного реформирования системы здравоохранения Владимирской области, а общественность и коллеги – журналисты считают иначе.
Тема здравоохранения по – прежнему остается одной из самых проблемных в нашем условном рейтинге по числу обращений местных жителей в редакцию «Томикса». Вот и на этот раз мы получили тревожное сообщение по электронной почте от медика Ольги (свою фамилию она просила не указывать по вполне понятным причинам и, прежде всего, из – за опасения потерять работу).
Она, как и многие ее коллеги, встревожена противоречивыми сообщениями в соцсетях о якобы запущенной минздравом «белого дома» очередной масштабной реорганизации отрасли, которая приведет к оптимизации, то есть ограничению бюджетного финансирования регионального здравоохранения и сокращению специалистов.
И сослалась на пример Владимирской горбольницы N 2 на улице Токарева города Владимира, где уже произошла смена главврача и учреждение из публикаций местных СМИ ждут пугающие коллектив перемены.
От кураторов можно ждать любых неожиданностей
Меня не удивила озабоченность Ольги и ее коллег. После затянувшегося, мягко выражаясь, кадрового кризиса в минздраве регионального правительства и серии резонансных скандалов (один арест министра Валерия Янина в декабре 2024 года дал богатую пищу для размышлений), можно ожидать любых сюрпризов и неожиданностей.
Не случайно прежний куратор минздрава «белого дома», вице-губернатор, уроженец Смоленской области Константин Баранов нынешней весной покинул без объяснения причин регион -33 и перебрался на работу в Москву. А ведь его считали верным соратникам губернатора, уроженца Калужской области Александра Авдеева. Когда Александр Александрович на своей Малой Родине занимал пост вице-губернатора по социальным вопросам, Константин Николаевич в Калуге стал руководителем министерства здравоохранения. Поэтому их совместная работа в нашей губернии стала логическим продолжением, похоже, сложившихся доверительных служебных отношений и в регионе-33.
Даже после, на мой взгляд, откровенного бегства Константина Баранова из «белого дома» в столицу после провального кураторства минздрава, глава регионального правительства не стал корить его за это и поставил ему за работу… «четверку» (?!) хотя всем экспертам было ясно, что Константин Николаевич не выдержал во Владимирской области ответственный экзамен.
Кураторство здравоохранения поручили уроженцу Костромской области Владимиру Куимову. Под началом неопытного госслужащего оказались сразу 7 министерств, включая хлопотные социальные. И тут возможны любые эксперименты и неприятности. За системные просчеты с лекарственным обеспечением местных жителей вице-губернатор Куимов уже получил «черную метку» от областного прокурора Ивана Грибова (см. публикацию «Лекарственный кризис во Владимирской области породили «системные ошибки» минздрава» на сайте «Томикс» от 3 июня текущего года).
Поэтому опасения Ольги – автора обращения в «Томикс» — могут быть не беспочвенными с такой непредсказуемой управленческой политикой региональной власти. Правда, минздрав продолжает отрицать планы по реорганизации городской больницы №2 во Владимире.
Фото: Яндекс Карты
А что же послужило поводом для резонансных публикаций коллег? По словам и. о. министра здравоохранения Любови Баусовой, в больнице реализуются плановые мероприятия, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи населению Владимирской области. Однако еще в мае текущего года, как следует из публикации «Чеснока», в региональном правительстве запланировали масштабную реорганизацию системы здравоохранения, в рамках которой планируется разделить городскую больницу №2 на несколько автономных учреждений.
Эта версия получила продолжение после визита в больницу вице-губернатора Владимира Куимова, в ходе которого он представил коллективу нового главврача и, по сообщению того же «Чеснока», поделился планами «по фактической реорганизации или даже ликвидации учреждения». Но на запрос этого сайта Любовь Баусова ответила весьма утвердительно: «Предоставить информацию о реорганизации/ликвидации ГБУЗ ВО «Городская больница №2» не представляется возможным, так как такие мероприятия в данном медицинском учреждении отсутствуют».
И тут либо Куимов выдает желаемое за действительное, либо Баусовой посоветовали сверху пока до особых распоряжений не форсировать ситуацию.
Что скрывает «белый дом» от общественности?
Между тем, в региональной прессе продолжают публиковать едва ли не конкретный порядок реорганиззации горбольницы №2. Один из них предложил читателям 1 июня текущего года сайт «Подслушано во Владимире».
«По задумке чиновников, — говорится в публикации, — вместо многопрофильных больниц, которые оказывают разноплановую медицинскую помощь в рамках одного учреждения, теперь будут множество служб, каждая из которых будет отвечать за свой профиль. Опробовать систему решили на владимирской городской больнице №2, которую планируют разделить на несколько учреждений:
взрослую поликлинику и филиал на Тракторной, 43 могут передать Центральной поликлинике;
стационар (терапевтическое, гинекологическое и пульмонологическое отделения) передадут больнице скорой помощи;
детская поликлиника при больнице отойдет детской городской поликлинике №1;
детское инфекционное отделение передадут областной детской больнице;
центром амбулаторной онкологической помощи будет заведовать областной онкодиспансер.
При этом непонятно, каким образом на одной территории и в одном здании будут одновременно существовать и работать 5-6 юридических лиц – не повредит ли это безопасности и доступности медицинской помощи населению, как будет выплачиваться зарплата сотрудникам, задействованным в разных организациях и т.д.
Что же касается поликлиники (лаборатория, УЗИ отделение, ФГДС, рентгенологическое отделение), по мнению чиновников, она должна перейти под ответственность стационара. Поликлиника останется без лабораторных и инструментальных исследований, и в результате пациентам, проживающим около поликлиники №2 придется ездить в центральную поликлинику в центр города для сдачи анализов, что существенно снижает доступность медицинской помощи».
Согласитесь: выглядит весьма правдоподобно. Однако новый главврач больницы № 2 Абакар Абдуллаев заявил «Зебре ТВ» от 6 июня текущего года, что на данный момент речь о реорганизации медучреждения не идёт. Перед ним поставлена задача — вывести больницу из кризиса, отладив в ней качественное оказание плановой и экстренной помощи пациентам.
Подключился к «горячей теме» и уроженец Владимирской области, представлявший интересы региона-33 в Госдуме и Совфеде Антон Беляков. Свой взгляд он изложил в публикации в «Однокассниках» 2 июня текущего года.
Он также считает, что региональное правительство запустило масштабную реорганизацию системы здравоохранения, начав с одного из ключевых медицинских учреждений региона — городской больницы №2 во Владимире. Целью реформы является переход от многопрофильных больниц к узкоспециализированным службам, каждая из которых будет сосредоточена на определенном профиле медицинской помощи. Однако план вызывает множество вопросов у медиков и общественности.
«Городская больница №2 сегодня,— пишет профессиональный эксперт,— это крупное учреждение, объединяющее десятки отделений и направлений. В ней трудятся более 400 человек , включая около 100 врачей . Больница предоставляет широкий спектр услуг: от амбулаторной помощи до стационарного лечения, включая онкологию, инфекционные заболевания, гинекологию и другие направления.
Новый главный врач больницы №2, Абакар Абдуллаев, совмещает эту должность с руководством больницы скорой медицинской помощи. Это подчеркивает намерение властей интегрировать стационар больницы №2 в систему экстренной медицинской помощи.
Какие вопросы остаются без ответа?
1. Организация работы на одной территории:
На данный момент неясно, каким образом несколько юридически независимых учреждений будут функционировать в одном здании. Возникают опасения, что это может создать путаницу для пациентов и усложнить взаимодействие между специалистами.
2. Оплата труда сотрудников:
Медики, работающие в разных отделениях, теперь могут оказаться в штате различных организаций. Как будет решаться вопрос с зарплатами и социальными гарантиями?
3. Доступность медицинской помощи:
Реформа может привести к тому, что пациенты будут вынуждены обращаться в разные учреждения для получения комплексной помощи. Это увеличит время на поиски нужного специалиста и затруднит лечение.
4. Пустующие помещения:
Руководство региона раскритиковало использование помещений больницы №2, особенно закрытое детское инфекционное отделение, которое остается пустым после ремонта. Это названо “непозволительной роскошью”.
На встрече с коллективом больницы власти подчеркнули, что пока речь не идет о ликвидации или полной реорганизации учреждения. Однако они отметили необходимость создания единой системы для отдельных направлений медицинской помощи:
– Единая онкологическая служба: центр амбулаторной онкологической помощи отделяется от больницы №2.
– Инфекционное отделение: его передадут в новое инфекционное госпитале, строительство которого планируется завершить.
– Стационар: станет частью “маленького Склифосовского” в рамках больницы скорой помощи.
Также под критику попало текущее состояние медицины: во Владимирской области нет уникальных медицинских услуг, таких как трансплантация сетчатки, ЭКО в государственных клиниках или развёрнутый гемодиализ. Это снижает уровень национальной безопасности региона-33.
Проблемы и перспективы:
1. Оптимизация или дезорганизация?
Реформа направлена на устранение дублирования функций и повышение эффективности работы медучреждений. Однако есть риск, что вместо улучшения система станет менее доступной для пациентов.
2. Частные vs. государственные учреждения:
В период правления Светланы Орловой многие направления, такие как гемодиализ и ЭКО, были переданы частным клиникам. Нынешнее руководство региона считает это ошибкой и стремится вернуть контроль над этими услугами государственным учреждениям.
3. Сокращение числа медучреждений:
На 1,3 млн жителей региона приходится 78 медучреждений, что значительно больше, чем в других регионах с аналогичным населением. Власти видят в этом избыточность и хотят сократить количество больниц.
Реформа системы здравоохранения во Владимирской области — это попытка оптимизировать работу медучреждений и сосредоточить усилия на узкоспециализированных направлениях. Однако ее успех зависит от того, насколько тщательно будут продуманы организационные и административные аспекты.
Главный вопрос: улучшит ли реформа качество и доступность медицинской помощи или приведет к дополнительным сложностям для пациентов и медиков?»