19.04.2024 12:28
Погода: 15.0 °C

На «Продэкспо-2023» нашли способ решить проблему дефицита кадров в хлебопекарной отрасли

Лишь 7% опрошенных представителей производственного малого и среднего бизнеса считают практическую подготовку выпускников средних специальных учебных заведений хорошей. По выпускникам вузов этот оценочный показатель еще скромнее – всего 6%.

Такие данные прозвучали на круглом столе «Подготовка кадров для пищевой (хлебопекарной) отрасли: действующая система и новые реалии», организованном Российским Союзом пекарей (РСП), Международной промышленной академией (МПА) и Санкт-Петербургским институтом управления и пищевых технологий в рамках деловой программы «Продэкспо-2023» в столичном Экспоцентре.

Среди участников дискуссии было серьезное представительство от Владимирской области – сенатор Совета Федерации Ольга Хохлова, управляющий и руководители подразделений АО «Владимирский хлебокомбинат», директор Владимирского экономико-технологического колледжа.

«Диплом есть – прямых знаний нет», — так о фактическом разрыве между тем, чему учат будущих сотрудников предприятий, и тем, что нужно самим предприятиям, сказала Нина Болгова, вице-президент РСП и генеральный директор тверского ЗАО «Хлеб».

Ключевую цель круглого стола озвучила Ольга Ильина, доктор технических наук, вице-президент РСП и ректор МПА:

«Нам необходимо сформулировать запрос от бизнеса и оценить возможности образовательных учреждений по ответу на этот запрос».

Алексей Лялин, президент РСП, управляющий АО «Владимирский хлебокомбинат», сказал об одной из причин кадрового дефицита именно в хлебопекарной отрасли – ее низкой маржинальности: сложно конкурировать с более прибыльными отраслями, если у большинства компаний нет возможности предоставлять нужным им кадрам лучший соцпакет, высокую зарплату и жилье. 

Более того: многие предприятия не выдерживают и банкротятся – в условиях сдерживания цен на конечную продукцию, отсутствия налоговых льгот, роста издержек, с переходом большинства поставщиков на предоплату и при практически полном отсутствии государственных программ поддержки отрасли, несмотря на ее общепризнанную социальность. Кадровый дефицит на предприятиях составляет от 32% до 47%, а средний возраст квалифицированных сотрудников – на уровне 60 лет. Вузы и ссузы готовят специалистов, но в недостаточном количестве, долго (до 2,5 лет) и в основном выпускают дипломников, которых потом приходится переобучать. Не хватает не только специалистов на производствах и технологов, а также бухгалтеров, знакомых с производственными процессами, IT-шников, инженеров, управленцев.

Дмитрий Козлов, гендиректор холдинга «Коломенский» дополнил этот список дефицитных позиций наладчиками оборудования и специалистами КИПиА:

«У нас в холдинге «киповцев» – 4 человека, это из 7 тысяч. А надо больше! Если даже нам – со средней зарплатой таких специалистов в 100 тысяч рублей – сложно их найти, то что говорить о менее крупных предприятиях?».

Директор департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития Александр Молодцов призвал даже самых успешных представителей промышленности «не воспринимать свое производство как данность, потому что везде есть потенциал снижения потерь», а «расти можно не только за счет инвестиций». По его словам, уже около 4,5 тысяч российских предприятий прошли через нацпроект «Бережливое производство» и, благодаря федеральным экспертам-консультантам, снизили издержки и повысили производительность труда. 

Практическое сотрудничество с учебными заведениями признали необходимым все участники круглого стола. И, по словам Ольги Ильиной, образовательные учреждения активно переходят к «практикоориентированной парадигме».

Алексей Кучумов, кандидат технических наук, и.о. ректора Российского биотехнологического университета, где четверть профессорско-преподавательского состава – практикующие сотрудники коммерческих компаний, рассказал о развивающемся в вузе направлении подготовки специалистов по целевым направлениям. Такие студенты не просто обязуются после окончания университета отработать минимум три года, но и весь период учебы проходят там практику, пишут курсовые работы и т.д.

«В результате предприятие получает готового специалиста. Это действенный механизм, который сработает через несколько лет».

Дмитрий Ковалев, кандидат технических наук, проректор Института профессионального образования, представил участникам круглого стола проект «Профессионалитет», который позволяет работодателям «пошагово отслеживать подготовку специалистов», чтобы в итоге получать то, что им требуется.

Галина Ананьева, заслуженный учитель РФ, директор Владимирского экономико-технологического колледжа, рассказала о сотрудничестве учебного заведения с АО «Владимирский хлебокомбинат» по внедрению дуального обучения пекарей для хлебопекарных предприятий – с включением студентов в производственные процессы.

Еще один тренд – рост популярности дополнительного профессионального образования: с начала пандемии люди все чаще готовы тратить на него личные деньги, особенно популярны краткосрочные программы переподготовки или повышения квалификации. Насколько это востребовано рынком? Ольга Пономарева, доктор технических наук, ректор СПИУПТ, вице-президент РСП, говорит, что запрос от работодателей на новые компетенции формируется каждые 5 лет. Проблемы – разный уровень входных знаний соискателей ДПО и высокая доля (38%) тех, для кого после переподготовки ничего в их профессиональной жизни не изменилось.

Популяризацию хлеба и профориентацию молодежи нужно начинать как можно раньше – с этим также согласились все участники круглого стола.

Ольга Хохлова назвала важной задачу прививать уважение к хлебу – продукту номер один и высоко оценила проекты предприятий по популяризации хлеба среди детей и молодежи.

Нина Болгова рассказала о летних каникулах 2022 года, которые 93 тверских школьника провели, работая на заводе:

«Вы бы видели их лица, когда они получали первые зарплаты и первые почетные грамоты». 

У «Владимирского хлебокомбината» опыт работы с детьми насчитывает уже 25 лет: руководитель службы маркетинга предприятия Кира Шевченко представила формат хорошо знакомой всем владимирцам ежегодной «Акции первоклассника».

«Многие участники первых акций приводят сейчас на праздники своих детей и говорят, как им это запомнилось на всю жизнь. По сути, нашей «Акцией первоклассник» мы помогаем людям узнать о нас еще в детстве и – взамен на ту радость с подарками и праздником – получаем от них пожизненную лояльность к нашей продукции и к предприятию в целом».

HR-директор предприятия Георгий Усков рассказал о новом проекте «Владимирского хлебокомбината» — профориентации воспитанников детских домов, чтобы помогать им погружаться в социум, не оказаться потерянными после выпуска из детдома и получить профессию по душе.

«Все предприятия проводят какие-то мероприятия, но мы мало об этом знаем. Нужно объединить все это на уровне РСП в единую практику, апробировать, а затем выступить с инициативой разработки и принятия государственной программы поддержки отрасли. Быстрых результатов не будет, но вместе мы обязательно добьемся цели», — резюмировал президент РСП Алексей Лялин.

Другие новости:

 брониовать законом, фото к материалу
, акция по сортировке, Петушки, июнь-2023-3
-контейнерная
image-18-05-23-09-18

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.