25.04.2024 11:23
Погода: 14.5 °C

Юлия Рудакова: «Независимое наблюдение осталось»

Один из важнейших процессов любой выборной кампании — наблюдение за её ходом и непосредственно голосованием в день или теперь дни выборов. Соответствующее законодательство в России в последние годы значительно изменилось. Одно из новшеств — так называемое общественное наблюдение за голосованием. Право присутствовать на участках с недавних пор, в частности, имеют наблюдатели, набранные и обученные общественными палатами. Впервые свои силы они опробовали в 2018 году, затем, более активно, — во время голосования по изменения Конституции в 2020  (по «обнулению» президентских сроков Владимира Путина, как называли его оппозиционные силы). Позднее в стране и отдельно взятой Владимирской области выбирали депутатов Госдумы и губернатора, где общественные наблюдатели продолжили «набивать глаз». Параллельно по известным причинам из процесса отчасти выпали многолетние независимые наблюдатели, которых готовило движение в защиту прав избирателей «Голос»* (первое общественное объединение из незарегистрированных общественных объединений, признанное в России иностранным агентом). Потому остро, на наш взгляд, стоит вопрос о том — есть ли в России и во Владимирской области в нынешних условиях независимое наблюдение на выборах. Несколько вопросов по этому поводу мы задали бывшей руководительнице движения «Голос»* во Владимирской области Юлии Рудаковой.

Корр.: Юлия, вы — специалист по наблюдению за выборами, голосованием — много лет этим вопросом занимались. Причём — независимым наблюдением. С вашей точки зрения сегодня в России есть независимое наблюдение на выборах?

Юлия Рудакова: Независимое наблюдение безусловно осталось. «Голос», несмотря на давление, продолжает наблюдать. Сейчас идёт этап выдвижения кандидатов — «Голос» за этим следит. Также недавно запустилась его традиционная «Карта нарушений»* — к единому дню голосования.

Корр.: Можно ли считать независимым наблюдение от Общественной палаты Владимирской области?

Юлия Рудакова: Формально наблюдение общественной палаты независимо и должно быть в интересах общества. На практике во время выборов поступают сообщения, что наблюдатели от общественной палаты игнорируют нарушения на участке. Но утверждать, что это установка палаты, а не личная позиция наблюдателя, я не могу. 

Корр.: Заинтересованы ли навязываемые сегодня общественные наблюдатели за выборами, опять же — от условной Общественной палаты, в чистоте и прозрачности голосования или можно говорить о том, что им, в отличие от наблюдателей от партий всё равно?

Юлия Рудакова: За всех не скажу. Есть те, которым всё равно: досидеть бы до конца подсчёта голосов и пойти домой. Их, по моему опыту, большинство. Есть те, кто наблюдает: смотрит, спрашивает, консультируется с партиями, общественной палатой или с «Голосом»*.

Корр.: С Вами на разных выборах всё же работали, скорее, лучше подготовленные люди. Хотя бы потому, что не за одними выборами наблюдали. Так сказать, набравшиеся опыта.  Насколько сложно в принципе подготовить независимого наблюдателя за выборами?

Юлия Рудакова: Как и с любыми учениками – если человек заинтересован, он быстро схватывает, задаёт вопросы и, соответственно, уходит с тренинга со знаниями. Усваиваются они уже на участке, когда наблюдатель оказывается в реальной ситуации выборов.

Мы всегда заводили наблюдательский чат. В дни выборов он кипел вопросами и впечатлениями. Стараешься на всё оперативно отвечать, чтобы наблюдатель мог указать комиссии на нарушение аргументированно, со ссылкой на закон.

Опытные наблюдатели и сами могут что-то подсказать в чате. Они уже не раз видели все процедуры – легко понимают, когда они нарушаются, и могут отстоять свои права.

Корр.: Наверное, с независимыми наблюдателями вы сталкивались — на каких выборах, какую бы оценку им дали?

Юлия Рудакова: Независимых наблюдателей объединяет их активность и замотивированность, поскольку они сами решили стать наблюдателями и чувствуют ценность своей роли.

Но всё-таки это не какая-то их уникальная характеристика. Я встречала таких и среди тех, кого на участки направили партии или общественная палата. Были случаи, когда они присоединялись к независимым наблюдателям и тоже требовали устранить нарушение.

Корр.: Ещё в прошлые выборы во Владимирской области, в 2022 году, когда выбирали губернатора, мы узнали, что облизбирком не реагирует на сообщения оставили на «Карте нарушений»*. С Вашей точки зрения — насколько это справедливо, поскольку, согласитесь, не каждый избиратель, а там жалуются в первую очередь они, будет писать официальную жалобу в облизбирком?

Юлия Рудакова: Для облизбиркома «Карта нарушений» — это отличный способ узнать, что где не так, проверить, исправить и отправить на «Карту» дополнение. Там есть для этого кнопка. Модераторы добавят, что нарушение устранено.

Вопрос опять же в заинтересованности облизбиркома. Если комиссия отказывается реагировать на сообщения о нарушениях – это вызывает у избирателей недоумение как минимум.

Корр.: Какую оценку вы бы поставили системе наблюдения за выборами и голосованием — во Владимирской области и в целом в России, исходя из вашего опыта?

Юлия Рудакова: Ставить оценки системе наблюдения за выборами сейчас бессмысленно, поскольку она всё больше становится симуляционной. Иначе не назвать, когда незаинтересованные люди сидят на участках с бейджем “наблюдатель”, а заинтересованных к наблюдению не допускают или чинят им бюрократические преграды.

Что касается Владимирской области – я ценила готовность избирательных комиссий идти на диалог и прислушиваться к критике. Такие были — надеюсь, что и есть.

На «Карте нарушений»*, как ранее сообщал Томикс, на данный момент есть одно заявление о возможном нарушении в ходе избирательной кампании во Владимирской области — жалоба подана на размещение на сайте администрации Меленковского района позитивной информации о деятельности «Единой России».

Выборы депутатов Заксобрания VIII созыва состоятся в регионе-33 10 сентября.

*Движение в защиту прав избирателей «Голос» признано российскими властями иностранным агентом, проект «Карта нарушений на выборах» принадлежит «Голосу».

Другие новости:

, решение суда
0b7107c47761c26d1400c9c737b78639
 1
0162-1

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.