25.04.2024 11:23
Погода: 14.5 °C

Дополнительный салют и не только: общественник рассказал Томиксу о плюсах нового звания Владимира

1 ноября в эфир вышел первый выпуск программы «Спорный вопрос» от журналиста Александра Степанова. В дискуссии принял участие член общественной палаты города Владимира Дмитрий Жученко. В эфире обсудили присвоение столице региона-33 звания «Город трудовой доблести» и предложенные властью места для установки соответствующей стелы.

Надо ли вообще устанавливать стелу?

В социальных сетях Томикс предложил читателям проголосовать, в каком месте лучше всего установить стелу. Один из подписчиков задался вопросом — нужен ли вообще этот монумент.

Дмитрий Жученко: Давайте объясним — почему надо. Отвечу сначала формально. Надо по причине того, что присвоение почетного звания «Город трудовой доблести» согласно федеральному закону требует установки соответствующей стелы на территории города. <…> То есть, вопрос в целом мы обсуждать не можем, поскольку почвы для обсуждения нет. Это положено по закону. Другое дело, можно как бы выйти на тему, надо ли было подавать [заявку], надо ли было бороться [за присвоение звания]. <…> Хотя с точки зрения того, что указ президента вышел, а ему предшествовало и положительное заключение Российской академии наук и поиск ряда документов, по которым органы власти проголосовали единогласно за поддержку этой инициативы. И множество, порядка 70, общественных объединений нашего города подписались под заявлением Общественной палаты. <…> Они поддержали нашу инициативу, поэтому, с моей точки зрения, здесь все достаточно прозрачно и очевидно.

Александр Степанов: Давайте заметим, что Ковров тоже собирал и подавал документы. И он не менее достоин, чем Владимир.

Дмитрий Жученко: Тут стоит немножко рассказать историю Коврова в привязке к другому званию –– «Город воинской славы». Дело в том, что это почетное звание достаточно давно появилось, еще в 2006 году. Если почитать статут, то есть положение, каким признакам нужно соответствовать, чтобы город мог это звание получить, там черным по белому написано, что это города, либо на территории которых, либо в пределах которых проходили какие-то значимые сражения Великой Отечественной. <…> Другое дело, что на то время, а это был 2011 год, по-моему, не было альтернативного звания –– «Город трудовой доблести»  –– за заслуги в тылу. Тогда, 10-15 лет назад, для Коврова сделали определенное исключение. Сейчас они снова подали заявку, и получается, что у города будет два звания за одно и то же. Не знаю, насколько это уместно.

Имеет ли право современная власть почивать на лаврах прошлого?

Некоторые считают, что нельзя сейчас «раздавать» звания за трудовую доблесть, потому что этого добилось не современное поколение. Наши предки трудились, и многие сложили жизни ради этого статуса.

Александр Степанов: Насколько в современных реалиях с точки зрения морали уместно присвоение звания, борьба за это звание? Я считаю, что нынешняя власть не имеет права давать такие звания, потому что это великое советское прошлое. От заводов ничего не осталось, а мы, получается, смотрим в прошлое и гордимся, но нам бы настоящим гордиться.

Дмитрий Жученко: Советский Союз не провозглашал себя правопреемником Российской империи. То есть, если продолжать вашу логику, которую вы сейчас высказали, то и Советская власть не имела право гордиться Кутузовым, Суворовым и так далее. Несмотря на военные подвиги и другие созидательные моменты, которые были в дореволюционной истории, ответ на это лежит в сфере статьи 67.1 новой редакции Конституции, где говорится о непрерывности российской истории. То есть мы признаем, что история до семнадцатого года и после семнадцатого года, и после девяносто первого года –– это история одной большой страны. <…> Значительная часть населения города не сидели сложа руки. Они приближали нашу победу –– кто на заводах, у станков, кто в госпиталях, которых было множество во Владимире, кто учил детей — как владимирских семей, так и вынужденных переселенцев, например, из блокадного Ленинграда. Мы ведь отмечаем подвиг конкретных людей в конкретной исторической период. Поэтому с моей точки зрения в таких дискуссиях идет некоторая подмена понятий. Мы ведь говорим о трудовой доблести в конкретный период Великой Отечественной войны. 

Что дает звание «Город трудовой доблести»?

Александр Степанов: Некоторые думают, что будут какие-то доплаты и так далее. Я понимаю, что, если говорить о деньгах, то финансовый вопрос не стоит. А какие «бонусы», по вашему, кроме самого звания, будет для города и жителей?

Дмитрий Жученко: Давайте так: есть прямая польза, есть польза косвенная, есть польза семиминутная, есть отложенная. Прямые плюсы, которые получает Владимир, исчерпывающие прописаны в соответствующем федеральном законе. На саму Стелу не будет потрачено бюджетных денег. Российское военно-историческое общество финансирует изготовление самого архитектурного изделия. Были примеры других городов, когда местное архитектурное сообщество, представители органов власти и общественности просили внести некоторые видоизменения в базовую модель стелы. Я сейчас не вспомню, какой именно город, на Дальнем Востоке, там распорядились так, что 20 метров стелы финансирует федеральный компонент, а если хотите выше, вы имеете право, как бы доплатить из местной доходной части. <…> Второй момент. С улыбкой кто-то это воспримет. Вот у нас салюты во Владимире проходят два раза в год: на День Победы и на на день города. Как известно, салюты финансируют спонсоры, а в федеральном законе прописано, что теперь у нас обязательно салют еще на Первомай добавляется. И все три будут за счет федерального бюджета. <…> Есть еще косвенные «плюшки», назовем их так. Не секрет, что значительная часть бюджетных средств, особенно федеральных, распределяется в нашей стране через всевозможные государственные программы. Вот почётное звание «Город трудовой доблести» –– это особый статус, который повышает вероятность получения средств. <…> Следующий момент, который, наверное, можно оценивать как отложенный, стратегический. 67 тысяч человек жили во время Великой Отечественной во Владимире и каждый из них в внес вклад в победу. Мы же не можем поставить 60 тысяч индивидуальных памятников. Каждый и в больницах, и в школах, и на промышленных предприятиях, и так далее вносил свой вклад и приближал победу. То есть это коллективный памятник всем владимирцам, которые оставаясь в городе в тяжелые военные годы, вносил какую-то лепту в продвижение победы. <…> И последняя важная вещь. молодежи, не всегда понятно, что происходит в зоне специальной военной операции, в прилегающих районах. А если вспомнить, что происходило во Владимире, особенно после сорок третьего года, я напомню, когда Советской армия начала освобождать оккупированные немцами Западные области Советского Союза, там все было в разрухе, необходимо было направлять туда специалистов, инвентарь оборудование. Это во многом воспроизводство опыта 80-летней давности

Где же стоит установить стелу?

Александр Степанов: Мы провели несколько опросов — во всех своих соцсетях. Во «ВКонтакте» нас на первом месте оказался «Патриотический сквер» у «белого дома», потом идет сквер напротив областного суда на Площади Победы. В «Telegram» на первом месте один из въездов в город, а на втором –– улица Тракторная. 

Вместе с этим от подписчиков поступило свое предложение –– Вокзальная площадь.

Дмитрий Жученко: Я соглашусь, логика есть. Любой иногородний человек первое, что слышит это то, что Владимир –– город трудовой доблести –– когда прибывает на станцию на электричке. Это объявляется еще в пути. С другой стороны, у нас 63 города имеют почетные звания. И, вроде бы, нигде у вокзалов стелы не стоят. Вероятно, это связано с тем, что функционал привокзальных площадей не памятно-мемориальный. <…> Что меня в этом варианте смущает. Все-таки при размещении стелы надо учитывать, чтобы люди, особенно школьники и студенты, имели возможность бывать на этом месте, чтобы это место было доступно, но в то же время, чтобы оно не пересекалось с другими потоками. Ну мы понимаем, что люди, спешащие на вокзал с чемоданами, подъезжающие в общественном транспорте или такси –– ну, такое себе соседство.

Дмитрий Жученко заметил, что, с его точки зрения, установка стелы на улице Тракторной не будет учитывать вклад работников других заводов в победу. А на въездах в город, за что проголосовали читатели, не позволит проводить на этом пространстве мероприятия, в первую очередь — просветительские.

Сам общественник, как и большая часть его коллег по Городской общественной палате, выступает за установку стелы в «Патриотическом сквере» у «белого дома».

Когда установят?

Дмитрий Жученко сказал в беседе с Томиксом, что в идеале, по его мнению, если стелу установят в 2024 году — ко Дню Победы. Но это, увы, маловероятно с точки зрения сроков работ. Поэтому один из вариантов, им предложенный, — годовщина выхода указа президента о присвоению Владимиру почётного звания. Общественник уверен, что с местом установки властям стоит определиться до конца этого — начала 2024 года.

Другие новости:

, решение суда
0b7107c47761c26d1400c9c737b78639
narkotik-mdpv-1024x683-1
 Батурина-Мира2

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.