Проезжая или проходя мимо ДК Молодежи, всегда обращаю внимание на слова на фасаде: «Поверь в мечту!» Для меня, почти ровесницы ДК, это имеет важное значение: именно в этом ДК были сделаны первые шаги к мечте.

Фото автора
Давайте вместе со мной отправимся с те, далекие времена, – в 50-60 годы.
В 1957 году мы с подружкой, взявшись за руки, с букетиками астр пришли в 1»А» класс школы №21. Родители-заводчане были на работе. Многие одноклассники знакомы, так как жили мы по соседству на улицах Мира, Лермонтова, Труда, хирурга Орлова, Грибоедова, Полины Осипенко.
Излюбленное место времяпрепровождения после уроков – скверик на улице Труда с молоденькими деревцами, чуть не с нас ростом, тремя огромными клумбами с роскошными цветами, большой деревянной горкой, с павильоном, где продавались лимонад и мороженое.

Фото © ТАСС / Владимир Яцина
Бегали и к строящемуся среди ромашкового поля Дому культуры, играли там в прятки. Во дворах нашими играми были «Чижик», «Штандер», «Колечко», «Я садовником родился», иногда «Войнушка», разделившись на две команды. «Немцами» никто не хотел быть, а потому командам придумали названия – «Яблоки» и «Груши».
Когда в 1959 году открылся Дом культуры ВХЗ, мы сразу же с подружкой записались в библиотеку и в кружки: танцевальный, хоровой, фото, драматический, инструментальный. Отец мне купил 7-струнную гитару за 12 рублей, но в инструментальном кружке мне предложили домру. Около часа я дергала непослушные струны – на этом мое музыкальное образование кончилось, а гитара стала украшением дивана с валиком и полочками, на которых важно шествовали белые слоники.
Около Грамзавода был клуб «Пионер» – там мы записались в акробатический кружок. Попытка сделать «мостик» не увенчалась успехом, а потому акробатические этюды так и не узнала, зато фотоаппаратом «Смена» стала фотографировать облака, цветы да соседского робкого, послушного мальчишку Костю, который был младше меня на два года. «Встать тут, сядь здесь, держись за ветку, улыбайся» – эти мои команды он выполнял, к моей радости, беспрекословно.
Летом в жаркие дни мы с одноклассниками бегали на Рпешку у Грамзавода. Небольшой кусочек с песком был пляжем, а речка – чистая и неглубокая охлаждала нашу неуемность. Охранник с вышки покрикивал на нас, но мы его не боялись: он – вверху, а мы – внизу.
Как-то с классом ходили в поход на раскопки «Сунгиря». Конечно же, ничего не поняли про раскопки, зато посидели на травке, попили лимонада с печеньем и вернулись. Была у нас прогулка и на небольшом пароходике по Клязьме. Не раз купались и на городских пляжах в Клязьме у деревянного моста, соединявшего два берега. Строительство нового моста только начиналось.

Ретро-фото. Владимирский городской пляж 1958 года
По выходным ездили «в город». Так назывался центр: от парка Липки и до Золотых ворот. Заходили в «Круглый ГУМ», во все магазины подряд. Нравился и магазин «Зеркальный» , что напротив ГУМа. Катались на карусели на Козловом валу – на фигурках животных. Я всегда выбирала только зебру. Кто бы мог подумать, что будучи взрослой, в зоопарках в разных городах именно зебры вызывали умиление. Может, потому, что и жизнь наша похожа на зебру?
Посещали с классом краеведческий музей, экспозицию в Золотых воротах; театр кукол.
Были в Москве в Большом театре, в Ботаническом саду на ВДНХ. В Гусь-Хрустальном районе в колхозе, где председателем был Аким Васильевич Горшков, создавший из коммуны среди болот – колхоз-миллионер. В Гусь-Хрустальном посетили хрустальный и стекольный заводы. Очень удивили не только мастерство стеклодувов, мощный поток технического стекла, но и газированная вода в автомате, которую можно было попить бесплатно в горячем цехе. Подарок стеклодувов – разноцветные стеклянные шарики – все хранили много лет. Запомнила на всю жизнь: из такого маленького шарика можно вытянуть стекловолоконную нить аж до самой Москвы!
Посещение кинотеатров – это целое событие в выходные дни. Ухитрялись с подружкой посмотреть все фильмы, которые шли в «Мире», «Художке». «Буревестнике» и «Факеле». Расставаясь у перекрестка у ДК ВХЗ (подружка жила на улице Северной, а я на Лермонтова), обменивались мнениями, придумывали свой «конец фильма». Дома в специальной тетради я записывала название фильма, а рядом ставила ему оценку: плюс или минус. В кинотеатр «Мир» приходили заранее, чтобы в автомате поиграть в «Морской бой».

Фото “Эстетика советского неона”. Автор: Валерия Шепелева
Проезд в троллейбусе стоил 4 копейки. Конечно же, всегда оплачивали проезд. Не дай Бог, попасть на стекло кабины водителя, где «красовались» фото безбилетников.
На Содышке не раз катались на лодке – брали напрокат. Раз застряли посреди реки. Отдыхающие на двух лодках веслами освободили нас «из плена»: видно, там было дерево.
Парк им. 850-летия города Владимира, или как все его называли «Выставка», привлекал всегда своими павильонами, где демонстрировалась продукция предприятий города и области. Нам нравился павильон с чучелами животных: надо было обязательно потрогать медведя, стоящего на задних лапах, а в «Комнате смеха» то и дело бегали от одного зеркала к другому, чтобы посмеяться от души. Качели, карусели, летняя эстрада, небольшой кинотеатр, даже пруд был с лебедями. В двух бассейнах в жаркую погоду плескалась малышня. В «Выставочном зале», светлом и просторном, можно было полюбоваться картинами.

www.tourism33.ru; фото из личного архива Марии Гончаровой
В Загородном парке была скульптура горного козла с мощными рогами. Симпатичный был козел, внушительных размеров, а потом он пропал. Говорили, кто-то поставил себе во дворе.
Рахманов перевоз – целая экзотика. Слегка захватывало дух перебираться на лодке с одного берега на другой. Лодочник умело перебирал своими рукавицами металлический трос – и вот мы на другом берегу.
На госконюшне не раз проходили соревнования лошадей. Запомнился тяжеловоз- красавец с мохнатыми ногами Гранит.

ГТРК “Владимир; Фото из архива краеведа из Юрьева-Польского Сергея Хламова
Все выписывали множество газет, журналов, да и наша семья, конечно, то я завела несколько папок: «Заводы», «Учебные заведения». «Сельское хозяйство», «Культура», «Мой край», куда складывала интересные материалы. К тому же, в школе раз в неделю у нас была политинформация «по рядам»: один ряд готовил сообщения за рубежом, второй – в области, третий – в стране. Для меня не было проблем что-то интересное сообщить. В 80-годы, когда я работала по выходным внештатным экскурсоводом, мой богатейший материал меня здорово выручал.
Как не сказать о любимых лакомствах! Прессованное какао, ромовая баба, яблоки, протертые с сахаром, эскимо на палочке и пломбир с кремовой розочкой, а еще горячие пирожки с мясом, капустой, повидлом за 5 копеек, что продавала тетенька из короба на рынке.

Фото © fishki.net
Так как нам обещали коммунизм в 1980 году, я заранее подготовилась: составила список продуктов, которые возьму бесплатно в первый день коммунизма – три банки «Шпротов», пять банок «Яблок, протертых с сахаром», полкило ветчины (без сала), килограмм фиников, ну и штук 5 «Эскимо».
Попасть в пионерский лагерь в Пенкино проблем не было: всем желающим на химзаводе давали путевки. Насыщенная пионерская жизнь давала возможность не только прекрасно отдохнуть, но и приобрести новых друзей. Все было там замечательно, если бы …не комары. Запомнились конкурсы, соревнования, костер и огромное поле, засеянное люпином за территорией лагеря. Что значит, детство! И теперь, увидев люпин, вспоминаю то поле.
…Годы неумолимо бегут. Вот уже и нам по 75! Сколько воды с тех пор утекло! А детство – самое счастливое время – никогда не забудется и будет до последних дней греть душу.
Лидия МАЙСКАЯ