03.05.2024 22:06
Погода: 3.4 °C

Во Владимире журналистов обвинили в написании «хулы желчной» про министра здравоохранения

Неожиданное продолжение получила история с отменой на Станции скорой медицинской помощи (ССМП) во Владимире стимулирующих выплат сотрудникам. То ли действительно разъясняя — в чём там «хроничность» проблемы, то ли прикрывая этой «хроничностью» неправоту и где-то многолетнее бездействие чиновников, ответственных за региональное здравоохранение, приближённые к ним общественники опустились — совсем как при губернаторе Орловой — до развешивания ярлыков на журналистов. Теперь, правда, это назвали не «раскачиванием лодки», как шесть лет назад, а «подпитыванием конфронтации в обществе». Что, в принципе, равнозначно, а то и хуже.

Первопричина конфликта

Началось всё, напомним, с жалобы сотрудников ССМП в надзорное ведомство. Медики просили проверить законность отмены стимулирующих выплат руководством учреждения. О жалобе пресс-служба прокуратуры сообщила 8-го февраля. Через день уточнили, что первоначальная проверка прокуратуры выявила нарушения при начислении сотрудникам скорой помощи заработных плат. Правда, руководство «скорой» прокуроры заподозрили не в незаконной отмене стимулирующих выплат, а в бездействии в плане наведения порядка в правилах выплаты заработной платы. Выяснилось, что на ССМП много лет нет единого документа о том, как начисляется зарплата и прочие «бонусные» выплаты.

Логичное решение

После того, как ситуация из-за огласки в СМИ перестала быть «внутренней» — вышла за рамки ССМП и регионального министерства здравоохранения, руководителю ведомства Артёму Осипову пришлось объяснять общественности — в чём с точки зрения медицинских чиновников проблема.

Осипов, опираясь на заявления пресс-службы прокуратуры, дал понять, что проблема кроется исключительно в отсутствии единого нормативного документа о правилах начисления заработной платы сотрудникам ССМП и наличии там нескольких профсоюзных организаций. Которые де-факто пользуясь многолетней неразберихой в вопросе начисления зарплаты «тянут одеяло» на сторону персонала. 

Странно было бы, если бы профсоюзы делали наоборот. Те профсоюзы, что защищают в таких историях позицию работодателя, а не работника, давно уже не в почёте.

Региональный министр здравоохранения выразил надежду, что выводы прокуратуры, её «наставления» руководству ССМП, наконец, заставят его сесть за стол переговоров с профсоюзными лидерами со «скорой», дабы навести порядок в вопросе начисления заработной платы.

Признал ошибки

И вот стороны сели за стол переговоров: 16-го февраля  в региональном министерстве здравоохранения состоялась встреча министра здравоохранения Владимирской области с представителями профсоюзных организаций ССМП.

 

Встреча министра здравоохранения Владимирской области Артёма Осипова с представителями медицинских профсоюзов. Фото - пресс-службы Обкома КПРФ.

 

«Вместе с профсоюзными организациями нам предстоит в сжатые сроки завершить коллективные переговоры по структуре заработной платы и порядку начисления стимулирующих выплат. Ответственность за результат лежит на всех сторонах. Безусловно внесенное представление прокуратуры будет исполнено», — комментирует её результаты главный врач ССМП Георгий Жуков.

В качестве причины падения заработных плат работников ССМП в 2023 году — из-за вероятной отмены стимулирующих выплат — он указывает уменьшение нагрузки. В 2020-2022 годах, когда медики и шоферы с точки зрения чиновников «озолотились», они работали «на пределе» из-за эпидемии коронавируса.

«Когда напряжение по ковиду спало — станция вернулась в обычный режим работы. И с июня по декабрь 2022 года мы показали стабильный результат работы», — отчитался Жуков.

Он так же утверждает, что в 2022 году —

«на станции, как и во всех государственных медицинских организациях Владимирской области возросли оклады, а вместе с ними и доля гарантированных выплат в структуре заработной платы».

Но опять главный врач указывает на тот факт, что при этом руководство ССМП «недоработало».

«Мера правильная [повышение окладов — прим.ред.] — но вслед за ней каждый раз должны вноситься изменения в локальные акты, определяющие порядок начисления заработной платы. И здесь действительно приходится констатировать факт, что работа не велась. В итоге доля стимулирующих выплат в зарплате сотрудников уменьшилась, даже при условии, что на начало 2023 года минздравом области нам проиндексировали размер дорожной карты», — еще раз разъяснил позицию Жуков.

На пути к миру

Чиновники министерства здравоохранения региона отрапортовали о прозвучавших за «круглым столом» предложениях:

Незамедлительно возобновить коллективные переговоры — с целью приведения положения об оплате труда медицинской организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и постановлением администрации Владимирской области;
разработать и утвердить положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат;
провести комиссию по распределению стимулирующих выплат за январь 2023 года повторно с учетом критериев оценки данной выплаты — руководствуясь требованиями постановления администрации Владимирской области.

И дали разъяснение — как рассчитывается заработная плата среднестатистического сотрудника скорой помощи. И почему она может в один месяц быть больше, а в другой — на порядок меньше:

«Структура заработной платы на ССМП города Владимира из-за длительного незавершенного трудового спора не пересматривалась. Что при плановом пошаговом повышении окладной части заработной платы в 2022 году [последнее повышение в декабре] привело к снижению доли стимулирующих выплат в структуре заработной платы. Другим словом, в заработной плате работников станции стали максимально превалировать гарантированные выплаты. Особенно очевидно данная ситуация проявилась в январе 2023 года — в месяце с большим числом праздничных дней, когда доля гарантированных выплат в структуре заработной платы устремилась к 100%. В последующие месяцы доля стимулирующих выплат в структуре заработной платы увеличится за счет меньшего числа праздничных дней».

Опасность эскалации сохраняется

Своим мнением по поводу достигнутых за столом переговоров точек соприкосновения поделились и профсоюзы. В частности, предстедатель «Действия» Екатерина Ашаева.

 

Ашаева Екатерина (фото - chesnok.media)

 

По её словам, резко и категорически против отмены и снижения стимулирующих выплат кроме «Действия» выступил профсоюз «Соцпроф». А «Действием» даже подготовлено соответствующее письмо на имя главы региона.

Аргументов своей правоту профсоюзный лидер привела несколько. Остановимся на двух главных.

Первый:

«Отмена, как и снижение, стимулирующих выплат под предлогом того, что на станции скорой помощи перевыполняются показатели “дорожных карт”, неправомерна: “майские указы” президента направлены на повышение уровня зарплаты, но никак не на ее ограничение», — уверены в «Действии» и «Соцпрофе».

Второй:

«Повышенная оплата работы в праздничные и выходные дни является компенсацией работнику его потерь (моральных, психологических, ухудшения здоровья, ущерба выполнению семейных обязанностей и др.), а значит отсутствие реального увеличения зарплаты в этих условиях (за счет снижения или отмены стимулирующих) лишает работника предусмотренных законодателем гарантий», — говорится в письме «Действия» губернатору.

Оппоненты защитников медиков из официального профсоюза — «Профсоюза Работников Здравоохранения» — «поняли» позицию руководства станции и чиновников министерства. И это, судя по комментарию Ашаевой, её и других членов «Действия» и «Соцпрофа» не устраивает.

«Встреча показала, что областной минздрав настроен на диалог с профсоюзами, но намерен проводить свою линию на сдерживание заработной платы свыше некоего размера фонда оплаты труда, определяемого почему-то исключительно показателями “дорожных карт”. Это может приводить (и уже привело в январе) к реальному падению оплаты труда конкретных медработников», — пояснила Ашаева, почему конфликт может разразиться вновь.

Кто виноват и что делать?

Вопрос, накрепко связанный, судя по всему, со снижением и отменой стимулирующих выплат работникам станции скорой помощи, — о кредиторской задолженности организации. Ряд сотрудников ССМП и их профсоюзные лидеры с самого начала конфликта заявляли, что, срезая стимулирующие выплаты, руководство учреждения пытается погасить эту задолженность. Региональный министр Осипов по этому поводу тоже высказывался и позиция его по этому поводу однозначна: «это невозможно».

 

Встреча министра здравоохранения Владимирской области Артёма Осипова с представителями медицинских профсоюзов. Фото - пресс-службы регионального минздрава.

 

Чиновник объяснил, откуда задолженность взялась. В 2022 году область «накрыла» последняя крупная волна пандемии коронавируса, отметил региональный министр здравоохранения. Болело больше жителей, соответственно, загруженность врачей была повышенной.

Поэтому, заявил Артём Осипов, 

«Главным врачом было принято решение выводить дополнительное количество бригад на линию и оплачивать в двойном размере переработки, которые были. Для нас это вполне адекватная ситуация, мы здесь не критиковали ни в коем разе. Но когда у нас ковид закончился — это, соответственно, апрель–май, — количество бригад у нас осталось, и к июню, несмотря на то, что заболеваемость уже спала, сохранялись вот эти переработки, поэтому кредиторская задолженность у них усугубилась».

Обоснованность такого решения чиновники хотят подтвердить в трудовой инспекции — это позволит затем обратиться в территориальный фонд Обязательного медицинского страхования, который, вероятно, выделит средства для погашения задолженности.

 

Осипов Артём, эфир в ЦУРе 09-02-2023

 

За что «заклеймили» независимую журналистику?

Не в последнюю очередь количество бригад на ССМП во Владимире было увеличено после рекомендации федерального министра здравоохранения Михаила Мурашко. Во Владимирскую область он наведывался в октябре 2021-го года (кстати, ровно через год, в октябре 2022-го, медицинские профсоюзы снова поднимали вопрос нехватки бригад).

Но есть одно «Но». Финансово увеличение бригад подкреплено не было.

«Поручение министра РФ, если оно не оформлено в нормативном порядке приказом, указом, оно не носит нормативного характера. Оно носит рекомендательный характер», — заявил на упомянутой встрече с представителями врачебных профсоюзов глава регионального министерства здравоохранения.

Рекомендательный характер не предусматривает финансирование — отсюда в том числе упомянутая кредиторская задолженность.

Это заявление Артёма Осипова и позволило нашей бывшей сотруднице, а сейчас — журналисту издания «Чеснок» Оксане Прокошевой озаглавить материал, посвящённый встрече регионального министра с работниками ССМП «В кризисе на скорой помощи виноват министр здравоохранения Мурашко».

Он, судя по всему, вывел чиновников министерства здравоохранения из себя и заставил отправить «в бой» — с разъяснениями кто прав, а кто виноват, «тяжёлую артиллерию». Президента «Врачебной палаты Владимирской области», заслуженного врача России Анатолия Ильина. Его комментарий с личной страницы был размещён в официальных пабликах областного минздрава поздним вечером в субботу, 18-го февраля.

 

Ильин Анатолий, фото с личной страницы в соцсети

 

Пикирование

«Если прокуратура установила нарушения, не надо вмешивать в долголетний местный кавардак уважаемого Мурашко и покрывать свою личную заинтересованность поручениями. Никогда министр не потребует исполнить поручение вышестоящего руководителя с нарушениями законодательно установленных товарно-денежных отношений. Вопрос интерпретации — 30 бригад, но с ноября по март, когда был разгул болезни, а не в мае и июне, когда часть бригад даже не выезжала на линию в отсутствии вызовов или совершала один-два вызова за смену, получив не просто оплату в полном размере, а в двойном размере», — ответил «Чесноку» и лично Оксане Прокошевой Анатолий Ильин.

Правда, признал:

«углубленный анализ ситуации показал, что здесь, на региональном и объектовом уровне нам самим есть над чем работать и что исправить».

Но заключение глава «Врачебной палаты» сделал однозначное:

«Сейчас, когда медицинское сообщество области все силы сосредоточило на магистральных направлениях решения ключевых проблем здравоохранения региона, было бы хорошо, если бы СМИ способствовали консолидации здравых усилий, а не только подпитывали конфронтацию в обществе».

Воспользовавшись правом на ответ, главный редактор «Чеснока» Иван Ростовцев оставил на странице Ильина комментарий, что критика последнего кажется ему —

«смешной и одновременно грустной».

Ростовцев напомнил, что Анатолий Ильин и «Врачебная палата» последний раз аналогично «просыпались» несколько лет назад, защищая от Сергея Плаксина руководство тогда еще департамента здравоохранения и так называемого перинатального центра во Владимире. Вдовца и тех, кто его поддерживал, предлагали «покарать» за критику медиков. Но, отмечает Ростовцев, когда в 2022 году правота Плаксина де-факто была доказана в суде, ни Ильин, ни другие члены общественной палаты не признали свою неправоту и не призвали суд всё же наказать виновных в смерти супруги Плаксина Анны Бобриковой.

«Почему “Врачебная палата” молчит, видя развал региональной медицины? Где была “Врачебная палата”, когда Вольгинский остался без скорой помощи? <…> Кого вообще защищает Врачебная палата, кроме руководства министерства здравоохранения? Не поэтому ли медики обращаются за защитой к нам, а не к вам?» — задал риторические вопросы журналист Ростовцев.

P.S.

В общем, точка в истории с лишением сотрудников владимирской скорой стимулирующих выплат и уменьшением заработных плат явно поставлена будет нескоро. Но её точно не приблизят взаимные оскорбления и развешивание ярлыков. 

«Если вы хотите действительно навести порядок в медицине, так наводите. Все вас в этом поддержат. А делать виноватыми журналистов — это типичное поведение тех, кто боится признать свои же ошибки и недоработки», — закончил ответ Ильину Иван Ростовцев.

И вряд ли с ним можно не согласиться.

Другие новости:

, прожиточный минимум, деньги
, Парад Победы-2023
 2
задержание

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.