
Даже относительно высокие цены и резонансные репутационные комментарии вокруг состояния инфраструктуры местных привлекательных маршрутов «Золотого Кольца» пока позволяют сохранять интерес соотечественников и зарубежных гостей к Суздалю — «жемчужине туризма» и Владимиру — региональной столице.
О достижениях туристической отрасли губернатор Александр Авдеев проинформировал главу государства на встрече в Кремле 18 июля. Вот, как журналист «Коммерсанта» Андрей Колесников написал об этом фрагменте беседы:
«В прошлом году мы отметили 1000-летие нашего Суздаля, ваш указ был,— отметил Александр Авдеев, и я даже насторожился: а что, если опять что-то не так с великим празднованием…

Александдр Авдеев. Владимир Путин. Скриншот видео vk.com
— Восемь лет мы подготавливались к этому мероприятию (то есть начали готовиться за пять лет до того, как он стал губернатором.— А. К.)! За это время, можно сказать, без преувеличения, примерно на 85–90% обновили всю дорожную сеть, отремонтировали четыре моста, отремонтировали тротуары, дворовые территории, парки… И маленький Суздаль… 10 тыс. человек… в прошлом году принял почти 2 млн. человек туристов, всего по области — 3,5 млн.
В целом доклад, как и ситуация в области, складывался более чем благополучно. Александр Авдеев словно искал настоящий пиар-повод для поднятия рейтинга президента на совсем уж недосягаемую высоту. На какой он даже еще и не был…
Он понимал, что на встречу с президентом надо приходить с интересными темами, фактически готовыми инфоповодами, и теперь выстреливал их один за другим:
— И также у нас есть речное маломерное судно, называется «хаусбот», которое может перемещаться по дорогам общего пользования и по рекам, причем по малым рекам. У нас не много больших рек, как Волга, или озер, как Ладога, а вот малые реки — Клязьма, где нужна низкая, маленькая осадка…— Александр Авдеев показывал в презентации, как выглядит хаусбот, и гордился не только им, но и немного собой. — Это, по сути дела, такой домик на воде, в котором можно практически жить в автономке! Как хорошая яхта, только с обитаемостью гораздо лучше и по цене гораздо более демократично!
Сравнение хаусбота с яхтой прозвучало вызывающе только на первый взгляд. Ведь, в конце концов, Александр Авдеев выступил доказательно. То есть в хаусбот набивается гораздо больше народу, чем в безлюдную, нежилую, по сути, яхту, такую же, как правило, пустынную, как и море, которое она по странной необходимости или даже недоразумению время от времени бороздит. По некоторым яхтам целый день ходишь, ходишь, а никого из людей даже и не встретишь ведь. «Летучие голландцы» какие-то, ей-богу. Не то — хаусбот…».
«Сердце России» превращается в филиал Москвы»
Возможно, кто — то упрекнет губернатора, что он промолчал об обратной стороне юбилея. Похоже, сбывается тревожный прогноз экспертов о том, что Суздаль с каждым годом утрачивает свой первозданный исторический облик и обретает не свойственные черты современного районного центра, в котором памятники культурного наследия уже не являются ключевым приоритетом местных и региональных властей и потихоньку приходят в упадок на фоне растущих объектов новой архитектурной политики.

Максим Шевченко. Фото редакции
«Сердцу России», как уважительно величают Владимирскую область, заявил в своем видео-интервью известный российский журналист Максим Шевченко, — на мой взгляд, больно. Самобытный Суздаль превращается в филиал Москвы. Цены здесь столичные. Сюда приезжают москвичи, покупают дома» (см. публикацию «Мы продолжаем дело Сергея Казакова» на сайте «Томикс» от 17 февраля текущего года). И эта тенденция только усиливается.
Сегодня город, бывший совсем недавно самым доступным и гостеприимным объектом туристического паломничества, превращается для гостей в одну из самых дорогих площадок России с заоблачной стоимостью услуг, которые становятся не карману любителям путешествий эконом-класса (см. публикацию «Суздаль бьет рекорды по дороговизне отдыха для гостей?» на сайте «Томикс» от 4 февраля текущего года).
Вот почему заявление Александра Бастрыкина о проведении целой серии расследований по причинам запущенного состояния объектов исторического наследия вызвало такую резонансную реакцию в экспертном сообществе Владимирской области и России и придало надежду жителям региона-33, большой армии туристов на сохранение остатков древней славянской культуры в городе-памятнике (см. публикацию «По инициативе СК России начата проверка состояния культурного наследия Суздаля» на сайте «Томикс» от 14 марта текущего года).

Александр Бастрыкин. Фото СК РФ
И как вышло, что город — памятник попал на карандаш главы Следственного Комитета России Александра Бастрыкина? Эксперты не сомневаются: это обратная сторона «юбилейной медали». Все надеялись, что власти Суздаля сполна воспользуются щедрым федеральным финансированием (порядка 9 миллиардов рублей) и приведут обветшалые памятники культурного наследия в образцовый порядок.

Суздаль. Дом Табачникова. Фото: www.suzdal.org.ru
Однако этого не произошло. Суздаль потрясла целая серия просроченных «хлебных» предъюбилейных контрактов уголовных дел против недобросовестных подрядчиков. И многие разумно стали задаваться вопросом: «А насколько выделенные огромные федеральные деньги использовались по прямому назначению и эффективно?». Официальных комментариев и ответов от «белого дома» до сих пор не последовало.
Потенциал есть, но он нуждается в инвестициях
И вот не смотря на все парадоксы, Суздаль и Владимир по – прежнему притягивают туристов. Три четверти россиян в возрасте от 18 до 35 лет отправляются за вдохновением и перезагрузкой не на фешенебельные зарубежные курорты или в туристические столицы, а в российскую глубинку – такие данные публикуют «Ведомости» на основании совместного исследования «Яндекс Путешествия» и Центра исследований малых городов. Наши соотечественники ценят возможность побыть наедине с природой и ощутить неспешное течение жизни, свойственное малонаселенным и удаленным от мегаполисов локациям.

Суздаль. Фото avo.ru
Треть всех опрошенных утверждает, что поездка в такие города – обязательная составляющая их путешествий, а еще 46,5% выбирают провинцию в случае, если направление кажется им интересным с познавательной точки зрения.
Что же мотивирует молодых путешественников ехать вместо тропических островов в Суздаль? Главным стимулом выступает смена обстановки без необходимости выезжать из страны – об этом заявили шесть из десяти респондентов. Около половины манит единение с природой, а 37% просто приглашают родственники. Еще 35% признались, что неравнодушны к архитектуре русской глубинки, а каждый пятый едет туда ради любимого события или фестиваля, а также чтобы узнать больше об истории города или посетить место, связанное с известным человеком.
Туристическая привлекательность российских провинций растет уже несколько лет подряд: в I полугодии 2025 г. молодежь забронировала на 42% больше отелей и апартаментов в малых городах, нежели за аналогичный период предыдущего года. Самый же частый сценарий посещения подобных населенных пунктов – короткие поездки на один-два дня.
В число самых популярных направлений, которые респонденты планируют посетить в ближайший год, вошли Суздаль, Переславль-Залесский, Плес, Зеленоградск, Мышкин и Сортавала.
Если же говорить о регионах, то фавориты путешественников – Республика Крым, Республика Карелия, Калининградская, Владимирская, Липецкая и Ивановская области.
Подобная поездка стоит недорого, отмечают участники опроса. Треть аудитории укладывается в ежедневный бюджет до 5000 рублей, половина тратит не более 10 000 рублей, а каждый пятый может позволить себе превысить эти цифры. А ведь в эту сумму входит проживание, питание, транспорт и всевозможные развлечения.

Владимир, Успенский собор Фото: acvazrul-v2010 tourister.ru
Интерес к малым городам понятен. В ЦФО он растет из-за спроса на поездки выходного дня. По итогам первого квартала 2025 года хорошим спросом пользовались поездки во Владимир. Доля столицы Владимирской области выросла в 2 раза относительно аналогичного периода 2024 года и составила 0,8% от всех запросов внутри страны, отмечают «Ведомости».
Раскрыть туристические возможности регионам помогает «Роснефть», которая презентовала 36 уникальных маршрутов в в 16 регионах России. Пока в сферу интересов этой влиятельной инвестиционной компании Владимирская область не попала. Хотя, надеюсь, в «белом доме» понимают, что без развития современной туристической инфраструктуры в возросшей конкуренции удержать прежние позиции уже вряд ли получится.