Владимирская область вместе с еще двумя российскими регионами попала в федеральный пилотный проект по новой системе оплаты труда педагогов. По методике разработчиков эксперимента, базовой частью станет 70% заработной платы, а 30% будут стимулирующими выплатами.
Мне довелось побеседовать с некоторыми учителями города Владимира и поинтересоваться их мнением о данной инициативе. Они не скрывали своего настороженного отношения к проекту.
Во – первых нечто похожее федералы уже пытались внедрить и не раз, но это не привело к повышению зарплаты и, что самое главное — к справедливой оценке труда учителей.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина
Во – вторых, Владимирская область включилась в эксперимент не от хорошей жизни (см. публикацию «Средняя зарплата учителя во Владимирской области ниже среднероссийской на 44,1 процента» на сайте «Томикс» от 02 сентября текущего года) и, скорее всего, просто из-за желания «белого дома» лишний раз засветиться в федеральной повестке.
И, в – третьих, прежде чем заявляться в такое ответственное предприятие, не мешало бы чиновникам регионального министерства образования провести серию консультаций с местным образовательным сообществом, чтобы знать солидарное мнение всех заинтересованных сторон.
Пока же, прогноз о том, что запускаемый проект позволит повысить прозрачность и эффективность системы оплаты труда, выглядит некой пропагандистской заготовкой.
«В этой ситуации,— пишет на сайте АПЭК 1 сентября одна из влиятельных федеральных экспертов, директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина , — смущают 70% заработной платы как базовая часть, потому что стимулирование – это все-таки надбавка за определенные достижения, которую получают не все. Значит, у тех, кто не получит стимулирующих доплат, останется всего 70% заработной платы.
Тогда 70% от чего? От вновь установленного какого-то целевого значения? Это для меня выглядит рискованным фактором.
Говорилось, что именно за счет базовой части оплаты урочной деятельности учителя должны получать зарплату. Но в этом смысле, если за 100% принять базовые плюс стимулирующие (а стимулирование – это не гарантированная часть зарплаты) получается, что другие могут и 70% получать, и 80–85%. Стимулирующие выплаты очень неравномерно распределяются.

Ирина Абанкина – директор Института развития образования Высшей школы экономики. Фото : ГУ-ВШЭ
Таким образом, я вижу риски в снижении оплаты труда учителей. Можно будет наблюдать углубление дифференциации. Поскольку, если критерии и все оценки в этом стимулировании зависят от руководства школы, есть риски необъективности. Многократно говорилось, что даже не муниципальные, а региональные органы власти утвердят список критериев для стимулирования, а внутри школы это будет распределяться не только руководством, но и с участием педсовета и профсоюза.
Некоторые говорили, что есть смысл учитывать даже мнение учащихся, родителей при распределении стимулирующих выплат. Я сторонник высокой доли базовой части, но она должна действительно соответствовать тем обязательствам, которые установлены указами президента.
Очень важно, что именно включено в базовый оклад, как учитываются районные коэффициенты, что все-таки входит в компенсационные выплаты, находятся они внутри этого базового оклада или выплачиваются сверх него.
Поэтому будем следить за результатами. Ранее схожие проекты уже были запущены в качестве эксперимента, но с тех пор радикальных изменений не произошло. Система оплаты труда педагогов остается неудовлетворительной для всех сторон. Пока хорошего решения не найдено».
Дискуссия продолжается. Ждем откликов.
Вера Афанасьева