06.02.2025 12:32
Погода: -2.2 °C

Самодеятельность региональных властей Владимирской области по «реформированию» органов местного самоуправления федералы посчитали обоснованной?

Во всяком случае, именно так можно расценить поручение спикера Госдумы Вячеслава Володина подготовить поправки к новой редакции проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), позволяющие субъектам РФ самостоятельно определять модель МСУ на своей территории.

А ведь всего месяц назад, в декабре 2024 года, Вячеслав Володин придерживался иной принципиальной позиции. «Необходимо беречь село и местную элиту», — заявил он, когда отправлял законопроект в очередной раз на доработку в 2025 году (см. публикацию «Не поспешила ли Владимирская область с реформой?» на сайте «Томикс» 17 января текущего года) и выступил за сохранение пока еще действующей в России двухуровневой системы МСУ.

Самодеятельность региональных властей

Месяц спустя, похоже, после прессинга региональных лоббистов и идеологов одноуровневого МСУ, Володин озвучил некую якобы компромиссную модель организации местного самоуправления под предлогом «на усмотрение регионов». И, тем самым, по моему мнению, легализовал самодеятельность «белого дома» по насаждению в регионе-33 официально неподкрепленную федеральным законом муниципальную реформу.

Почему не посоветовались с народом?

Что понимается под этим «усмотрением»? Если под такой витиеватой формулировкой придерживаться мнения губернаторов, то тут все ясно: они сторонники укрепления на местах своего единоначалия и личной, снизу ничем неограниченной власти, позволяющей беспрепятственно снимать и назначать глав окружных администраций и полностью свести полномочия МСУ к подчинению своей политической воли.

Разве это, как заявляют независимые эксперты (см. публикацию «Регионы России загоняют в модель самоуправления, которой почти нигде нет в мире?» на сайте «Томикс» 18 января текущего года) не разрушения на Руси исторических истоков первичного звена народовластия?

И почему бы в таком случае не посоветоваться с самим народом, какой вариант первичного самоуправления для него более удобен и привычен? Реформа-то, в конечном счете для кого задумана? Для народа или губернаторов и правящей бюрократии?

«Белый дом» Владимирской области, на мой взгляд, с молчаливого согласия, прежде всего, самих муниципалов, а если говорить прямо, за спиной у населения, по своему усмотрению (см. публикацию «Под вывеской реформы ОМС идет передел рынка земли и недр?» на сайте «Томикс» 20 января текущего года), запустил проект в своих интересах. Но тогда объясните, в каких. Может быть, народ с ними и согласится. По-другому публичную политику, которую добивается от губернаторов Президент Владимир Путин, не делают.

Совсем не мешало бы изложить свою позицию жителям Владимирской области нашим представителям в Федеральном Собрании РФ сенаторам Андрею Шохину, Владимиру Киселеву, депутатам Госдумы Игорю Игошину, Владимиру Сипягину и Григорию Аникееву. Ведь речь идет о будущем устройстве региона — прародителе российской государственности, интересы которого они обязаны защищать, а не отдавать все на откуп реформаторов из «белого дома».

С поправкой Володина не согласны коммунисты и эссеры.

Есть ли альтернативный путь разрешения муниципального тупика? Безусловно. Его, к примеру, предложил в публикации на сайте «Томикс» 19 января текущего года председатель комиссии Общественной Палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов (см. публикацию «Андрей Максимов: В вопросах МСУ нужен поиск компромиссов»).

Заметьте — компромиссов, а не разрушения сложившегося в стране первичного звена местного самоуправления. Эксперт разумно предложил не форсировать ситуацию и не расшатывать хрупкую систему ОМС, а объявить мораторий на запуск одноуровневой модели с учетом особенностей субъектов РФ (в первую очередь, национальных регионов) хотя бы до 2035 года. И тут совсем не исключено, что вопрос сам по себе уйдет из федеральной повестки.

Поправка спикера Госдумы Вячеслава Володина, сообщает «КоммерсантЪ» 20 января текущего года, призвана разблокировать «зависшую» в Думе муниципальную реформу, отложенную в конце прошлого года из-за межфракционных разногласий и позиции ряда регионов, прежде всего Татарстана, жестко раскритиковавшего требование о безусловном переходе с двухуровневой на одноуровневую систему МСУ.

Впрочем, думская оппозиция, как выяснил «Ъ», не спешит поддерживать законопроект даже с учетом будущей необходимости разработать ко второму чтению законопроекта о МСУ «межфракционную поправку» о праве субъектов РФ самостоятельно определять модель местного самоуправления. Внесение в документ таких изменений, указала пресс-служба парламента, позволит снять разногласия, которые возникли в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении», и «именно об этом говорили главы заксобраний регионов на встрече с Вячеславом Володиным» (она состоялась 16 декабря 2024 года).

Главными критиками реформы в Думе стали КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП). Одной из самых дискуссионных новелл документа стало упразднение городских и сельских поселений и переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами.

Продолжение следует.

Другие новости:

владимирский фельдшер
в вязниковской школе №4
Аэропорт «Семязино» модернизируют к 2030 году
Антон Сидорко

Реклама

ООО «Гнездо.ру»

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.