Конфуз Законодательного Собрания Владимирской области, втихаря от общественного мнения наделившего губернатора Александра Авдеева сразу тремя служебными резиденциями, оголил, на мой взгляд, глубокий кризис региональной представительной власти.
К этому все шло в последние годы. Региональный парламент, особенно начиная с периода губернаторства Светланы Орловой, из дискуссионной площадки с голосом оппозиции перерождался в некий «департамент» по штамповке нужных «белому дому» управленческих решений.
Исключением стали лишь три года противостояния с «соколом Жириновского» Владимиром Сипягиным. Но такой была повестка федералов. С приходом Александра Авдеева все вернулось на круги своя. Заксобрание опять возвратилось к своей привычной миссии по принципу «чего изволите».
Избиратели не проявили интереса к выборам
Первым непредсказуемый характер электората Владимирской области ощутил на себе выдвиженец Кремля Александр Авдеев на губернаторских выборах 11 сентября 2022 года. Ожидаемого блиц-крига не получилось. На избирательные участки пришли… менее трети всех избирателей – 29,05%. Это один из самых низких показателей региона-33 за всю постсоветскую историю территории.
До избирательной кампании депутатов Заксобрания оставался целый год. Еще было время для объективного анализа провальных губернаторских выборов и извлечения уроков. Однако, судя по всему, в региональном отделении партии «Единая Россия» и оппозиционных организациях возобладали шапкозакидательские настроения.
Не надо быть стратегом, чтобы предугадать точный прогноз развязки непростительного благодушия местной политической элиты. И она наступила 8-10 сентября 2023 года на выборах депутатов Законодательного Собрания восьмого созыва. Почти точь-в-точь по сценарию губернаторских. Только явка оказалась еще ниже – 24,7%. Хуже не было. Даже посредственный результат в 2018 году, остудивший разгоряченные головы участников кампании и занесенный в пассив Кремля, был значительно выше – 32,9%.
Правда, сторонники партии власти попытались сделать хорошую мину при плохой игре. Дескать, не надо заморачиваться сомнениями о неубедительной легитимности депутатов, заручившихся такой слабой поддержкой избирателей. Главное – получен полный контроль над парламентом.
Да, монополия на власть в Заксобрании неоспорима, как в лучших традициях КПСС. Единороссы прибрали к рукам 35 мандатов (25 по всем одномандатным округам и 10 по партсписку). Оставшиеся места поделили между собой представители обескровленной так называемой «парламентской оппозиции».
А чем тут гордиться? Депутатам «ЕР» 222 977 избирателей Владимирской области, принявших участие на выборах, подарили 55,47% голосов. Получается, для установления тотального контроля в региональном парламенте им хватило всего 123 685 бюллетеней в их поддержку, или… 8,69% от их общего числа (?!). Полная катастрофа. И как быть с теми (а их абсолютное большинство – в пределах 950 тыс. человек), кто проигнорировал выборы. Во многом, по мнению экспертов, по причине непопулярности кандидатов среди населения и их политической позиции, которую, получается, не разделяют местные жители?
Пропагандисты «белого дома» такие неудовлетворительные результаты оправдывают апатией населения региона-33. Но это, мягко выражаясь, полная чушь. На те же президентские выборы в марте 2024 года явка избирателей у нас составила 69,26%. А это выше губернаторских и депутатских в два и более раз. Пока не поздно, «белому дому» надо серьезно задуматься о реальных настроениях жителей области. Лимит относительного доверия населения имеет пределы.
Фото: 33.mchs.gov.ru
Не пришла ли пора смены руководства ЗС?
Вот почему считаю всю эту скандальную тему с легализацией трех резиденций губернатора не частным случаем, а системным просчетом (если хотите – политическим) руководства регионального парламента в лице его председателя Ольги Хохловой. Ее избрание на такой ответственный пост с высоким уровнем персональной ответственности за всё ЗС в сентябре 2023 года, оказался, по моему мнению, для уважаемой Ольги Николаевны непосильной ношей. Ведь помимо преданности партии власти и стратегическому курсу федерального центра, нужны широкий политический кругозор, практический опыт работы в муниципальных, исполнительных региональных органах власти, на производстве или в бизнесе, достойное образование в юридической или финансово-экономической сфере.
Однако в служебном «досье» уроженки Мурома, по базовому образованию учительницы начальных классов (в 1983 году окончила Владимирский государственный педагогический институт), таких достижений нет. Да и педагогом она проработала всего семь лет. Поэтому Ольга Хохлова – типичный представитель правящей партийной номенклатуры. Или, как говорили в Советском Союзе, классический сотрудник партаппарата.
Проработав несколько лет в профсоюзах на освобожденной основе в Юрьев-Польском педучилище и в Муромском филиале Владимирского политеха, пошла делать карьеру в общественно-политические организации. В региональные отделения движения «Наш дом – Россия», партии «Единство» и «Единая Россия», где трудилась на руководящих должностях в исполнительных органах. На это у Ольги Николаевны ушло 13 лет.
Впервые депутатом регионального парламента по партийному списку «ЕР» ее избрали в 2009 году. В возрасте 52 лет. Коллеги по ЗС сразу доверили ей – видимо, за продолжительный номенклатурный статус – должность зампреда и руководителя фракции правящей партии. В общем, служила под началом и на вторых ролях при спикере Владимире Киселеве.
Вырваться из-под контроля шефа Хохловой помогла губернатор Светлана Орлова. Перед тем как хлопнуть дверью в «белом доме» после поражения на выборах, она успела отблагодарить Ольгу Николаевну за беспрекословную личную преданность. Откомандировала ее от Заксобрания сенатором в Совет Федерации.
Фото: vladimir.er.ru
С избранием губернатором Александра Авдеева нашу героиню вернули из столицы опять в региональный парламент. И она его возглавила в сентябре 2023 года. После отъезда на ее место в Совфед Владимира Киселева. Такая произошла рокировка.
А перед федералами и губернатором во весь рост встала непростая проблема. Как с наименьшими репутационными потерями выйти из ситуации со служебными резиденциями, ставшими предметом резонансного обсуждения среди жителей Владимирской области.