От решения этой задачи зависит не столько репутация региональной власти, сколько благополучие населения Владимирской области.
Прежде, чем приступить к анализу «трехлетки» главы «белого дома», хотелось бы предостеречь его от фатальных кадровых ошибок Владимира Сипягина, которые привели к параличу исполнительной власти.
Напомню, на мой взгляд, наиболее скандальные из них.
Под «секвестр» угодили опытные профессионалы
В «белом доме» все прекрасно понимали, что Сипягин абсолютно несамостоятелен в подборе и расстановке ключевых управленцев. Этот функционал взял на себя лидер ЛДПР и по совместительству наставник губернатора Владимир Жириновский. Мудрый политик рассчитывал надолго держать под своим контролем Владимирскую область и часто наведывался в «белый дом» с проверками, как его подопечный выполняет ценные указания. В составе свиты сопровождения Владимира Вольфовича были подобранные лично им кандидаты на высокие должности в обладминистрации. Сипягин, как говорят, безропотно принимал на ответственную работу в статусе врио всех назначенцев патрона до обсуждения этих персон на региональном парламенте. И не без отмашки партийного босса устраивал «охоту» на чересчур строптивых подчиненных. Так работала управляемая Жириновским кадровая система.
На ключевую должность куратора региональной экономики в ранге вице-губернатора вождем был рекомендован гость из столицы Максим Брусенцов. Эксперты до сих пор не понимают, как такому менеджеру со степенью кандидата экономических наук удалось удержаться на плаву целых 17 месяцев до марта 2020 года. В обладминистрации новость об отставке Брусенцова встретили бурными овациями. На вопрос: «Чем вам запомнился начальник?» подчиненные, выбирая пристойные выражения, отвечали:
«Бюрократ еще тот. Сам толком мало в чем разбирается, а апломба — зашибись… Развел бумажную волокиту, имитировал бурную деятельность. Ради карьеры шел по головам сотрудников».
И сейчас чиновники с сожалением вспоминают мутную историю с репрессиями против настоящего профессионала экономической службы Владимира Ольхова. Его уволили грубо, по-хамски.
А как поступили с вице-губернатором, видным аграрием Александром Трутневым? Его должность просто сократили в самый разгар посевной кампании весной 2019 года. Авторитетные руководители СПК и фермеры назвали это решение сознательным подрывом областного агропромышленного комплекса и обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором поведали о травле уважаемого куратора села во Владимирской области.
«Это увольнение не поддается никакому разумному объяснению… АПК дает почти 9% ВРП, обеспечивает работой более 100 тысяч жителей…» — говорится в письме президенту.
Возмущение авторов письма было вполне оправданным. Сельский люд по-прежнему потешается над авантюрной идеей Брусенцова засеять все пустующие угодья в регионе-33 хлопком и таким образом… восстановить разрушенную текстильную отрасль. Видимо, ему очень хотелось перещеголять самого генсека ЦК КПСС Никиту Хрущева с его навязчивой идеей накормить весь мир советской кукурузой.
Такое разбазаривание профессиональных кадров в «белом доме» продолжалось всю «трехлетку» губернаторства Сипягина. Зато свою гражданскую жену Марию Астафьеву он пристроил на тепленькое место в ООО «Владимиртеплогаз», где комфортно, сытно и мухи не кусают.
Чехарда «сипягинского двора» с кадрами еще сильнее обострила социально-экономическую ситуацию в регионе-33, который и без того пребывал среди отсталых территорий РФ с низким качеством жизни населения, с неокрепшей экономикой и малыми доходами жителей. По мнению экспертов Финансового университета при Правительстве РФ, все проблемы Владимирской области в период губернаторства Сипягина обострились из-за низкого экономического потенциала, отсутствия крупных инвестиционных проектов, непрофессионального менеджмента, пробуксовки нацпроектов. Не было конкретной экономической стратегии, научных и обоснованных прогнозов, практических моделей экономического роста.
И теперь эти задачи приходится решать Александру Авдееву или его сменщику (разговоры о его возможном переводе на другой пост эпизодически возникают в политических кругах). Слишком велика цена ошибок и промедления. На кону — благополучие жителей, достаточно натерпевшихся от многосерийных необдуманных управленческих решений «белого дома».