В XXI веке династия кузнецов передает секреты мастерства из поколения в поколение и кует булат. Оказывается, дамасская сталь по технологии почти круассан, в кузнице есть место для «демонических плясок», а тяжеленный молот умеет сам прыгать на наковальне. Оля Каштальян, гид в Суздале и соавтор платформы «Суздаль ПРО» узнала все секреты легендарных кузнецов.
Но давайте поподробнее и по порядку.
Мы пришли к легендарным кузнецам — это семья Бычковых. Проживают они в Суздале, а вот посетителей принимают буквально со всего мира. Мастерская их находится недалеко от самой большой конюшни в городе, поэтому антураж века XIX, как минимум. Стоит мастер в льняной рубахе, в руках у него стекающий раскаленный металл, а за окном слышно ржание. Ощущения невероятные!
Как нам объяснил Александр (папа-кузнец), одежда имеет значение. Представьте, вы 10-12 часов будете находиться около открытого огня, заниматься активным физическим трудом, а вокруг — сплошные искры. Периодически что-то летит на вас, плавятся и стекают за шиворот пуговицы и прочие «радости жизни» — как ни странно, но современную спецодежду для кузниц сейчас делают из синтетики. В пылу работы на это можно и внимания не обратить, а ожоги потом получаются серьезные.
Случайно после съемок очередного кинофильма, Александру досталась реквизитная льняная рубаха. И вот именно лен показал себя наилучшим образом — в первый же день на одежду попали искры (а как они хорошо летят, видно на видео — прим. чуть не лишившейся телефона Оли). Так они прожгли малюсенькие дырочки и сразу потухли. «Красота!» — отметил для себя Александр и теперь работает только в льняной рубахе. Поэтому рубаха в кузне не для антуражу, а по делу.
Почесываю за ушком плюшево-сторожевого Анатолия, начинаем. Но ведь это ж не интервью — самая что ни на есть душевная беседа.
Как оказалось, Суздаль случился с Александром случайно. Он родом из Восточного Казахстана, но в Суздаль ему посоветовали переехать. «Куда, простите?» — примерно такая была реакция будущего легенды горна. На тот момент Суздаль им воспринимался, как сказочный Китеж — существует ли вне мифов, не понятно. Ответом на этот вопрос стала подаренная кем-то сувенирная футболка с надписью «СУЗДАЛЬ» на всю грудь. Для Александра это был знак свыше, что город таки существует. Три недели «на оленях» и вот он уже в маленьком российском городке. В планах — быть художником, не меньше. На тот момент уже работает Суздальский филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (Филиал был организован в 1979 году Министерством культуры РСФСР с целью подготовки профессиональных реставраторов для музеев и реставрационных организаций Российской Федерации).
Но все пошло совсем не по плану.
Александр с товарищами стояли в коридорчике, молодежь оживленно шушукалась, как вдруг мимо деловито зашагал мужчина. Примечательного в нем не было ничего, какой-то слесарь по виду. Но все мгновенно перед ним расступились — «тростниковое море», не меньше. Тут же на ухо доверительно шепнули, что это «тот самый Басов». На возражение Александра, что не тянет на статус «того самого», предложили вечерком заглянуть к нему в мастерскую. И вот там-то и случилось удивительное.
Как завороженные, студенты наблюдали за бесом, простите, кузнецом. Он плясал и распевал старинные песни, укрощая огонь взглядом. Вся кузня была его огромным раскаленным музыкальным инструментом. Зрелище было настолько удивительным, что на следующее утро Александр уже подал документы на металл. Так умер художник и родился кузнец.
А благодарить за это следует знаменитого кузнеца-оружейника Вячеслава Ивановича Басова. Именно он является родоначальником возрождения этого традиционного русского оружейного ремесла в Суздале. Под его руководством прошло обучение кузнечному делу Александра, а потом были долгие годы оттачивания мастерства. Сейчас семья Бычковых одни из очень немногих, кто владеет секретами изготовления изделий из булата и дамасской стали. Александр награжден многочисленными призами международных выставок, его изделия хранятся в частных коллекциях России, Германии, США, Канады, Италии, Японии и Арабских Эмиратов. Неоднократно экспонировались на выставках московского Кремля и Лувра.
Изделия из дамасской стали имеют уникальные свойства — они очень острые и режут буквально все, но при этом прочные и износоустойчивые. Достигается это методом наслаивания тончайших пластин металла друг на друга. В центре — более твердого, по краям — более мягкого. Процесс занимает колоссальное количество времени и требует точных движений. Перегрел — стало хрупким, потянул сильнее или не туда — рассыпалось. А стоимость сырья какая-то сумасшедшая — в воздухе витали сплошь тысячи долларов.
Булат же является литой сталью, требующей высоких температур нагрева и необходимости специального охлаждения. Он обладает повышенной твердостью и вязкостью. Поэтому долговечен и долго остается острым.
Что примечательно, Александр — сам заядлый охотник, поэтому о том, какие должны быть клинки и лезвия с точки зрения утилитарных, свойств знает из опыта. И если с тетеревом или зайчиком огреха инструмента грозит отсутствием дичи на ужин, то двухметровая рогатина на медведя не имеет права на дефект. Охота — это риск и опасность. Или ты, или тебя.
Сейчас в кузнице трудятся уже два поколения Бычковых. Сын Александра, Егор, вообще не похож на типичного кузнеца. Крутой, энергичный, с огромными тату — там больше в руках барабанные палочки представляются, а не молот. Представляю, как вытягиваются лица у незнакомых людей, когда он сообщает о своей профессии. И как же здорово, что мастерство он перенимает у отца. Такая вот традиционная русская преемственность поколений.
А перенимать очень даже есть чего — расскажу про самое простое. Без мудрствований с температурами, давлением и прочим. Просто про один из базовых процессов — стучать молотом по наковальне. Молот, на минуточку, четыре кило веса, а стучать нужно несколько часов кряду. Попробуйте на полусогнутой руке просто поподнимать пятилитровую бутыль с водой хотя бы минут пять. А там же надо ритмично-динамично. Так вот, оказывается, есть секрет. Молот надо с силой направить вниз, тогда он отскочит от плотного металла наковальни и нужно его просто подхватить. И снова направить на наковальню. Практически металлический попрыгунчик получается. Но вот у меня не получилось — отхватить таким «попрыгунчиком» по ноге сильно не хотелось. Как объяснил Александр, меня тормозил страх. И это первое, от чего нужно избавиться на кузне. Так они и учат всех приходящих к ним. Не то кузнечному делу, не то жизни.
Приходят к ним обычно делать куябрик. Это такой нож, выкованный из одного куска стали, рукоять которого образована согнутым в виде петли хвостовиком клинка. Конструкция старинная и относительно простая. Поэтому можно на несколько часов самому стать кузнецом и сделать себе настоящий классный нож с интересным названием. Этимология до конца не известна, вероятнее всего от слов «ковать, куй». Вот так и появляются с легкой руки Бычковых в Суздале куябрики в 21 веке.
Удивительная семья, потрясающие мастера, невероятная атмосфера на кузне. Люблю Суздаль за это!
Оля Каштальян