23.01.2025 19:52
Погода: -5.0 °C

В Суздале работает потомственный гончар в пятом поколении

В городе Суздаль, в маленькой деревянной избе 19 века работает гончар. Это уникальный человек — настоящий ремесленник. Встречает тебя такой широкоплечий молодец в льняной рубахе и вот уже сказки про богатырей не кажутся такими нереальными. С гончаром встретилась Оля Каштальян, гид в Суздале и соавтор платформы «Суздаль ПРО».

Алексей, а почему вы начали работать гончаром в XXI веке?

Видео: Анастасия Охотникова

Алексей Малахов — гончар в пятом поколении. Ремесло он унаследовал от своего отца, тот — от своего и так пять поколений. А уже подрастает и шестое. Из поколения в поколение они передают технику, которой пользовались еще их прадеды 150 лет назад. Но это уже на гончарном кругу. А сначала глину нужно добыть. И это — самое сложное.

Леш, а что самое сложное в работе гончара?

Видео: Анастасия Охотникова

Оказывается, глина глине рознь. И чаще всего то, что мы подразумеваем под глиной — серо-бурое нечто совсем не подходит для качественных изделий с долгим сроком службы. Лучшая глина — голубая или белая, каолиновая. Вот рядом с последней и находится семейное село Малаховых.

Где — не напишу. А то и вы тоже лопату захватите и побежите зимой копать пятиметровые ямы в поисках «белого золота». Шучу. Как говорит Леша, именно найти глину — самое сложное. Она под землей заложена пластами, а геометок точных природой не предусмотрено. Так, есть косвенные признаки, что где-то здесь (возможно) есть нужная вам глина. Ну или метрах в трех-пяти. И вот копаешь по зиме (почему зимой? Воды меньше, земля сухая) яму в несколько метров, а глины нет. Как по секрету поделился Леша, потом высказываешь в эту яму все, что ты о ней думаешь и идешь копать следующую. Такие вот эксерсизы.

Кстати, Леша говорит, что в войну именно гончаров приглашали окопы рыть. Еще бы, с таким-то опытом. Траншеи получались такие — залюбуешься.

Добыл глину. Молодец. Теперь ее нужно подготовить, хорошенько перемять. Помните легендарную сцену с Адриано Челентано, где он переминает виноград? Ну вот примерно так же. Но вместо солнечного средиземноморья с сочными ягодами, вязкая тяжеленая холодная глина. И вот ты уже счастливый обладатель материала, из которого можно ваять посуду.

Такая глина может быть в теории потом и фарфором. Для этого нужно сделать шликер — выгнать из нее все пузырьки воздуха. Но это уже другая, более сложная технология. Примечательно, что Д. Виноградов, изобретатель русского фарфора, родился на соседней улице от того места, где сейчас работает А. Малахов.

Теперь можно приступить к изготовлению изделий. Для этого нужен ножной гончарный круг. Этот агрегат известен еще со времен Месопотамии (ориентировочно 4 тысячи лет до н.э). Представляет собой довольно простую конструкцию — два деревянных круга, соединенных осью. Нога вращает нижний круг, вращение передается на верхний, где уже работает мастер.

Кстати, а вы знали, что глиняная посуда — почти вечная. Именно глиняные черепки находят во время раскопок и им может быть 200-300-500-1000 лет и это не предел. Тут главное — ее не расколотить.

Чаще всего гончары сейчас используют механический гончарный круг, где вращение идет автоматически. Но семья Малаховых такое не используют. Не привыкли. У Леши и так горшок получается за минуту, а его брат — рекордсмен семьи — горшок за 27 секунд. Опыт работы у братьев — около 30 лет у каждого.

Последний этап производства — обжиг. Обжигают Малаховы в специальной печи при температуре около 1000 градусов. На глазок закладывают изделия и подкидывают дров, следя за равномерным горением. Процентов 20-30 изделий будут браком и это норма. 

А насколько это востребовано сейчас?

Видео: Анастасия Охотникова

Самое интересное — реализация. В суздальских ресторанах и кафе почти в каждом используют Лешины горшочки. Они бюджетные и отличного качества. А еще, изделия есть на ВБ. Поэтому мы можем с гордостью сказать, что в Суздале до сих пор живет самый настоящий гончар-ремесленник!

Другие новости:

В Суздале есть мастерица
unnamed
2
журналист

Реклама

ООО «Гнездо.ру»

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.