11.05.2024 02:23
Погода: 7.8 °C

«Нет прописки – нет моста»: половодье ежегодно отрезает жителей Мостищево от цивилизации

После публикаций в социальных сетях информации о затоплении единственного моста, соединяющего деревню Мостищево Александровского района с внешним миром, журналисты Томикса отправились на место происшествия. Местные жители рассказали нам, как им приходится выживать в таких условиях. Скорая помощь не приедет, продукты привезти не получается, а питьевую воду приходится закупать канистрами. 

 


Поездка состоялась спонтанно. Сотрудники местного управления МЧС ничего не знали о нашем визите. Как и представители власти. И по дороге, и когда уже приехали на место, мы пытались дозвониться до начальника управления МЧС по Александровскому району, чтобы нас переправили на тот берег. Однако телефон всё время был недоступен. 

 


Ситуация для жителей деревни и областных СМИ не новая: Томикс не раз
писал о затопляемом мосту в деревне из-за подъема воды в реке Кубрь. Такое происходит из-за таяния снега и льда весной.

 


Деревня Мостищево находится на границе Владимирской и Ярославской областей. После получаса петляний по равнинному «серпантину» мы наконец-то съезжаем на грунтовку –– это единственная дорога, которая ведёт к деревне. Колёса машины постоянно увязают в размытом песке вперемешку с мелким щебнем. Как нам позже рассказали местные жители, к ним проехать можно только на внедорожнике. 

дорога в Мостищево.jpg


Спустя три километра «жижи» мы оказываемся у затопленного почти на полтора метра моста. Там нас встречает одинокая табличка:
«в случае возникновения чрезвычайных ситуаций просим звонить по телефону». Причем она находится на противоположном от деревни берегу. Местные жители позже пояснили, что табличку с объявлением на их стороне реки затопило. 

мост.jpg


После 15 минут безрезультатных попыток дозвониться до начальника управления МЧС по Александровскому району мы начинаем искать альтернативные способы добраться до Мостищево. Крайняя мысль –– идти вброд. Решаем сначала объехать деревню в надежде найти хотя бы пешую переправу.

 


На выезде к асфальтовой дороге нас «встречает» житель деревни по эту сторону Кубря.
«Есть тут ещё какие-то дороги в Мостищево?», – спрашиваем у него с надеждой. Он с усмешкой отвечает, что дорога эта –– единственная, и нам надо искать лодку. После пары минут уговоров он звонит своему товарищу из Мостищево, и уже минут через 20 к «переправе» подходит, опираясь на лыжные палки, пожилой мужчина. За ним на квадроцикле из-за деревьев выезжает тот самый товарищ. В прицепе –– надувная лодка. 

Владимир нас встречает.jpg

 

«Каждой весной такое дело. Сидим без еды, без воды», — рассказывает владелец лодки Алексей. 

 


Он живет в Мостищево с 2007 года. За это время он усвоил урок –– запасаться едой во время весеннего половодья. Как нам пояснил Алексей, на покупку личной надувной лодки его сподвигла ситуация, когда из-за очередного разлива он остался отрезанным от внешнего мира и голодал. 

за нами плывут.jpg


На том берегу нас «принимает» дедушка с лыжными палками. Его зовут Владимир.
«Чего вас сюда занесло?», –– со смехом спрашивает Алексей, переправив нас через реку. 

 


Мужчины рассказывают, что мост через Кубрь построили местные своими силами. 

 

«Здесь лежали четыре трубы и все. И на машине ездить было невозможно. Потом человек организовал, и мы за свои деньги положили тут бетонную плиту и она до сих пор так и лежит. А от администрации здесь только четыре трубы», — говорит Алексей. 

Владимир и Алексей.jpg


Как говорят жители деревни, от властей здесь –– только перила.

 


От моста в деревню ведёт грунтовка, которую местные засыпали щебнем тоже сами. На въезде в деревню стоят красные металлические ворота.
«Скоро вода и до них дойдёт», – говорит Алексей.

ворота в деревню.jpg


Мостищево расположено на возвышенности, вокруг которой на километры вокруг разбросаны болота. В деревне непривычно тихо. Слышно только плеск быстрой реки и редкое поскуливание собак, даже ветер в кронах сосен не шумит. Поднявшись в горку, мы выходим на «центральную площадь». Нас встречает ещё один деревенский.
«Каких девушек вы нам привезли!», –– обращается к соседям мужчина с сильным кавказским акцентом. 

центральная улица.jpg


Владимир, который весь маршрут прошёл, опираясь на лыжные палки, живёт в Мостищево 36 лет. Он рассказывает, что в прошлом году посмотреть на мост приезжали из областного центра.  

 

«В прошлом году сюда приехала большая комиссия: из Владимира какое-то начальство, и начальник МЧС приезжал. Они поставили измерители уровня воды. И каждый раз в половодье они приезжали на берег, замеряли что-то и уезжали», — рассказал Томиксу пенсионер. 

у дома Татьяны.jpg


После небольшого совещания, мужчины решают коллективно отвести нас к местной жительнице Татьяне. Её дом стоит на краю горы в окружении высоких сосен и елей.
«Нормально живём, но вот только река, конечно, нас отрезает от жизни», –– рассказывает Татьяна. Несколько лет назад у неё умер папа, потому что скорая не успела приехать. Скорая помощь в Мостищево едет из Струнино –– это больше 50 километров. Хотя, как говорит женщина, до Переяславля-Залесского ехать ближе (39 км), но из-за того, что деревня находится во Владимирской области оттуда скорая не поедет. 

Татьяна.jpg


Половодье вызвало не только транспортные проблемы. Разлившаяся река залила колодцы –– единственный источник питьевой воды в деревне. По словам Татьяны, скважины есть не у всех, и вода в них плохая из-за большого количества железа. Колодцы наполняют естественные ключи, которые бьют на берегу Кубря.

 


После разговора с Татьяной мы уже вместе с ней всей кучей возвращаемся на «центральную площадь». Там к нам присоединяются ещё трое жителей деревни, и начинается коллективное обсуждение проблемы.

 

«Моста нет, лодок нет. Как мы проедем в магазин? Нас не перевозят, никто даже и не думает об том. Здесь живут инвалиды, пенсионеры. Как мы скорую вызовем? Как она приедет?», — негодуют местные жители. 

местные жители.jpg


Люди рассказывают, что весеннее половодье –– это часть беды. Во время ливней летом ситуация аналогичная. Как уверяют нас местные, мы приехали на самое начало разлива реки –– через две недели уровень воды должен подняться до ворот деревни.

река Кубрь.jpg


После общения с местным активом возвращаемся обратно на большую землю. Как только мы вылезаем из лодки, тут же “утыкаемся носом” в незванного гостя –– мужчину лет сорока в выглаженном тёмно-синем костюме и с сильно сдвинутыми к носу бровями. Это директор МУК «Административно-хозяйственный отдел» Краснопламенского сельского поселения Сергей Коротких. Он стоит, скрестив руки, и сердито смотрит на удаляющегося к противоположному берегу лодочника.

уходим из Мостищево.jpg

«Вы ситуацию по стране вообще представляете? Сколько деревень каждый год затапливает? <…>Вот давайте, прикиньте, сколько это [строительство нового моста] будет стоить. <…>Это полномочия района, давайте с этого начнём», –– с ходу начинает возмущаться Сергей Коротких.

 


На наш вопрос о причине его сегодняшнего приезда мужчина отвечает, что его
«пригласили поприсутствовать».

вот сейчас мы столкнёмся с Сергеем Коротких.jpg


Чиновник говорит, что никакого безобразия здесь якобы нет. То, что люди который год по весне оказываются отрезаны от внешнего мира –– это проблемы их прописки. По его данным, а также по информации Росстата, в деревне не прописан ни один человек.

 


Но является ли это аргументом для того, чтобы не строить мост – вопрос открытый. Ведь, хоть представитель власти и называет жителей
«московскими дачниками», они так или иначе являются местным населением и платят в областной бюджет налог на земельный участок. В таком случае, почему местная администрация (пусть даже районная) не может найти денег хотя бы на поднятие моста на один метр, как и советуют местные жители? 

 


Мы объясняем Сергею Коротких, что были бы рады услышать позицию местных властей. После этих слов морщинка на лбу чиновника начинает постепенно разглаживаться.

 


Внезапно к мосту подъезжают две или три машины, в числе которых газель МЧС. Так же внезапно из них высаживаются человек семь мчсников. Они явно оживили царящую вокруг почти гробовую тишину. Большая часть мужчин с блокнотами в руках расходятся по периметру подъезда к мосту, а самый высокий из них уверенным шагом по щиколотку в снегу с грязью спускается к нам на берег. 

встреча с чиновником.jpg

«Это все, кого удалось собрать?», –– спрашивает мужчина Сергея Коротких. Оказалось, это заместитель начальника 17-й пожарно-спасательной части города Александров. Как только мы объясняем ему, что мы не местные жители, а журналисты, мужчина просит выключить диктофонную запись. 

 


Он говорит, что их бригада приехала сегодня проводить инструктаж по технике безопасности с жителями деревни. По словам замначальника, такие инструктажи их служба проводит регулярно. В прошлом году даже привозили медикаменты одному из местных. На вопрос о том, как людям вызывать скорую помощь, мужчина ответил, что тут ситуация сложная. Скорая едет до Мостищево в среднем минут 40. 

 


Стоит отметить, что переправлять жителей деревни с одного берега на другой во время паводков должны не мчсники. Как нам пояснили пресс-службе министерства, ответственность за это лежит на местной администрации. Замначальника 17-й пожарно-спасательной части города Александров говорит, что их сотрудники регулярно выезжают к мосту и замеряют уровень воды.

 


Закончив разговор с «официальными лицами», мы возвращаемся к машине. В это время две из трёх машин уезжают. У переправы осталась только красная газелька, в которую погрузились все мчсники, кроме их начальника.

Другие новости:

вввыставка
-4
Рпенский
IMG_9488

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.