25.04.2024 11:42
Погода: 14.5 °C

Новый облик железнодорожного вокзала Владимира навязывают «шантажом»

Реконструкция здания железнодорожного вокзала — одна из главных тем, которую обсуждает общественность последние несколько месяцев. Проект вызывает массу вопросов, которые представители РЖД не смогли проигнорировать. В день 48-летия принятия государственной комиссией у строителей здания действующего вокзала, состоялся «круглый стол», организованный общественными палатами Владимира и области. На нем была представлена концепция реконструкции. Мероприятие закончилось единогласным принятием резолюции, её поддерживающей. Учли или нет при этом мнение общественности — вопрос спорный. Номинально владимирцев представляли на собрании члены общественных палат города и области. Однако, как несложно догадаться, отставали они интересы власти.

Круглый стол по реконструкции вокзала во Владимире-2, фото --пресс-службы регионального правительства

Концепцию представила главный архитектор проекта Ксения Балыкина. Она рассказала, что перед авторами стояло несколько задач: реконструировать вокзал, создать транспортно-пересадочный узел с поездов на автобусы пригородного сообщения и желательно уложиться к 1000-летию Суздаля. Для региональных властей, это не раз подчеркивалось, 2024-й год — год тысячелетия Суздаля — очень важная в этом вопросе составляющая.

Согласно проекту, парковку для автомобилей возле вокзала уберут почти полностью, оставив небольшой островок справа от здания. А вместо нее сделают «зону релакса» — с клумбами и лавочками, окружив стеклянным забором. По словам авторов проекта, «максимально невесомым». 

Интерьер здания также ждут перемены. Для удобства пассажиров планируется установить эскалаторы и лифты. Существующие светильники ручной работы сохранят. 

Главный вопрос, который несколько месяцев муссирует общественность, и почему, собственно, проект многим владимирцам не по душе — облицовка здания вентфасадом — был упомянут вскользь. 

«Предполагается по фасаду керамогранитные кассеты на металлической подсистеме с сохранением существующей расшивки. Да, это современный новый материал, да, это новый тип отделки фасада, но у нас есть требования по энергоэффективности, федеральный закон, который нам необходимо выполнять. Фасад надо утеплить и отделать современным материалом», — отметила Ксения Балыкина

Также в ходе встречи было несколько раз подчеркнуто, что тот образец, который мы сегодня наблюдаем на фасаде, является лишь демонстрацией. Обещают, что будут и другой материал, и цвет, и фактура.  

«Облик вокзала мы не меняем. Не перестраиваем, не демонтируем какие-то элементы. В общем виде он будет выглядеть как мы все привыкли наблюдать», — убеждает главный архитектор проекта.

Первый вопрос о концепции задал представитель общественный палаты области, а также член федеральной общественной палаты Сергей Бородин. Его не интересовала потеря исторической идентичности здания. В докладе его привлек другой пункт о ликвидации большой парковки. Дело в том, что Сергей Бородин дважды в неделю привык ездить в Москву и другие города поездом. Потерять возможность оставлять личный транспорт возле вокзала ему бы не хотелось. 

Владимир, реконструкция вокзала, обсуждение ОПы-1

«Мы что хотим сделать? Если мы говорим о современном вокзале, то не надо делать гаражный кооператив. Мы должны понимать, есть общественный транспорт, мы движемся к электробусам. Перед вокзалом сделать парковку — средневековье»,возразил ему представитель РЖД Сергей Дорофеевский

Безусловно, в словах Сергея Дорофеевского есть смысл. Однако настоящим «средневековьем» можно назвать скорее то, что в столице Владимирской области с вокзала на общественном транспорте можно мало куда уехать. Регулярно, с интервалом примерно раз в 15 минут ходит разве что троллейбус №10 до улицы Балакирева. Жителям Нижней Дубровы, Доброго, Пиганова, Юрьевца и других крупных районов уехать значительно проблематичнее. У троллейбуса №5 и автобуса №10 интервалы больше. И прежде чем убирать парковку, строит решить проблему проблему с общественным транспортом. А текущее предложение лишь перенесет парковку во дворы близлежащих домов. 

Затем выступил владимирский архитектор Игорь Черноглазов. Ему в концепции не хватило проявления идентичности «Владимира как древнего города». Например, в малых архитектурных формах, декоре, в интерьере. Его заверили, что вопрос легко решается. 

Вопрос про вентфасады первая подняла член союза архитекторов Наталья Мигаль. Она высказала мнение, что те вокзалы, которые были обшиты керамогранитом, выглядят плохо. 

Владимир, концепция реконструкции ж/д вокзала-2

«Там, где кассеты, даже здания, которые были интересными, стали выглядеть очень дешево. Я понимаю, что это очень удобно: зашил кассетами — и проблем нет. Тепло и энергоэффективность обусловлена. А как это будет выглядеть?» негодовала Наталья Мигаль

Также она отметила, что в Владимире уже есть примеры того, что известняк чистится. Например, здание владимирского драмтеатра удалось вернуть к первоначальному виду, несмотря на масштабный пожар.

Представители РЖД начали атаковать Наталью Мигаль вопросами о том, сколько натуральный камень может быть в эксплуатации. Спустя менее 50-ти лет, по словам главного инженера ГЖД Андрея Ищенко, здание уже в аварийном состоянии. Чтобы его почистить, его придется снимать.  

«У нас уже есть проблема возможности травмирования пассажиров и наших работников. И вы нам предлагаете прийти сейчас его помыть?» напирал Андрей Ищенко

Правда, позже выяснилось, что известняк придется снимать с фасада в любом случае.

Владимир, реконструкция вокзала, обсуждение ОПы-5

«Федеральный закон об энергоэффективности никто не отменял. Нам все равно придется снять этот материал, привести в соответствие с конструкцией, после этого его утеплить и только потом лицевое покрытие. А на объекты культурного наследия энергоэффективность не распространяется», — объяснила архитектор Ксения Балыкина

Кроме нестандартного материала общественность интересовал другой вопрос: из-за обшивки здание визуально увеличится. В РЖД попытались опровергнуть и это опасение:

«Он увеличится в размере. Но этого никто не заметит, потому что он пропорционально увеличится. То есть каждый элемент будет увеличен на 15 сантиметров».

Выводы о том, мало 15 сантиметров или вполне ощутимо, на данном этапе делать сложно. Если к каждой стене фасада прибавить этот зазор — периметр увеличится очень значительно.

Владимир, реконструкция вокзала, обсуждение ОПы-6

Фактически представители РЖД обозначили два пути: либо здание обшивается вентфасадом, либо признается объектом культурного наследия, но пассажиры им не пользуются. Более того, при втором варианте реконструкция вокзала будет отложена на неопределенный срок, так как всю концепцию придется готовить с самого начала.

В РЖД даже воспользовались приемами «шантажа»: или вы соглашайтесь на наш вариант, или вы останетесь без вокзала.

По-настоящему каверзные вопросы задавали в основном не номинальные представители жителей в виде членов общественных палат, а реальные — журналисты и активисты, которым приходилось выбивать себе возможность задать вопрос, так как для участия в дискуссии их не приглашали. 

Урбанист Артем Черней (сооснователь проекта «Владимир Будущего»), который был одним из главных главных критиков предложенной концепции, рассказал, что ему пришлось пробиваться на встречу. Члены палат же заняли позицию РЖД.

Владимир, реконструкция вокзала, обсуждение ОПы-4 (Артём Черней, Владимир Будущего)

В итоге официальные общественники из областной и городской палат единогласно поддержали проект.

Пропагандистское ведомство регионального правительства молниеносно отчиталось о мероприятии, заявив, что «Общественники с оговорками поддержали проект реконструкции вокзала». Оговорки, подчеркнули пропагандисты, «касаются проработки прилегающих территорий в интересах населения».

Впрочем вряд ли борьба за сохранение исторического облика владимирского железнодорожного вокзала окончена.

Другие новости:

вввыставка
-4
 во Владимире
, БСП

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.