24.04.2024 17:14
Погода: 11.1 °C

Энтомолог объяснил, почему властям не стоит надеяться, что природа сама справится с шелкопрядом

Нашествие непарного шелкопряда напугало жителей Владимирской области. Власти после долгих раздумий решили в этом году положиться на природу, а обработку растений проводить только в следующем году. Томикс связался с владимирским ученым-энтомологом Русланом Жуковым, который считает, что нет никаких гарантий, что природа сама справится с опасным вредителем, ей обязательно нужно помочь. 

«У ряда насекомых бывают так называемые вспышки массового размножения. Особенно у насекомых-вредителей лесного и сельского хозяйства. Непарный шелкопряд, как один из самых опасных вредителей, не исключение», — объясняет причины появления такого количества шелкопряда Руслан.  

По словам энтомолога, бабочек и кладки яиц шелкопряда фиксировали в городе Владимире еще в прошлом году. Например, на улице Северной. В Гусь-Хрустальном районе вредителя тоже замечали летом 2022 года, хотя и в меньшем количестве, чем в 2023 году. В результате зимы с обильными снегопадами яйца насекомого выжили и вылупились. Перенести холодное время им помогло и то, что самки укутывали кладки утепляющими волосками. Яйца находились на небольшой высоте и были припорошены утепляющими сугробами. Каждая самка может отложить до 1000 яиц, причем она откладывает их по несколько раз. Бороться с шелкопрядом очень сложно, однако это необходимо, считает Руслан Жуков. 

«Методы борьбы достаточно сложны. В естественных условиях их поедают буквально пару видов птиц. В основном, кукушки, иногда иволги. А так как их волоски ядовиты, когда попадают на кожу млекопитающих или человека, вызывают местное раздражение. Они несъедобны. Поэтому они открыто ползают, не прячутся и себя вольготно чувствуют», — объясняет собеседник.

Осы-наездники откладывают в гусениц яйца, из-за чего шелкопряд погибает. Однако таких паразитов слишком мало, чтобы справиться с большой вспышкой размножения вредителей. В такой ситуации будущий год может оказаться не таким радужным, как в ожиданиях министерства лесного хозяйства. Внезапные эпидемии или перепончатокрылые наездники могут убавить число гусениц, но гарантий никаких нет.

«Некоторые оптимисты говорят: “Природа возьмет свое, и на следующий год их станет меньше”. Это далеко не факт. Все-таки считаю, что природе надо помочь и бороться коллективными методами с этим опасным, я бы даже сказал карантинным видом насекомого», — заявил исследователь.  

Мы поинтересовались, а какие еще есть способы борьбы с шелкопрядом? Руслан утверждает, что в некоторых развитых странах против вредителей используют бактериологическое оружие, которое действует исключительно на волнянок. Вещества разбрызгивают с самолетов и вертолетов. Второй способ: разведение естественных врагов, например, наездников, среди которых десятки видов, готовых противостоять гусеницам. 

«В нашей стране, к большому сожалению, такое не используется. Нашу науку замечательную мы утратили с распадом Советского союза», — отрезал энтомолог. 

Те же вещества, что имеются в «закромах Родины», говорит исследователь насекомых, слишком жесткие. Эти химикаты могут убить не только шелкопряд, но и фауну, и других насекомых. Однако там, где гусеницы широко распространились, определенную обработку провести стоит, хотя и не массовую. Ученый рекомендует садоводам бороться с вредителями на участках различными способами, чтобы сохранить хозяйство и урожай.

«Куда качнется маятник природы — неизвестно», — предостерегает ученый. 

Руслан Жуков считает, что пока рано говорить о том, какой ущерб деревьям принесет вспышка численности волнянок. После того, как все закончится, нужно будет обследовать пораженные участки. 

«Съеденная листва — отсутствие фотосинтеза. А фотосинтез — это главное, скажем так, питательное вещество у растений в весенне-летний период. И если деревья ослаблены, то получается, что они могут погибнуть не от прямого воздействия этого шелкопряда, а от косвенного. Ослабленные деревья будут подвержены различным заболеваниям другим. И какой-то процент, быть может, погибнет», — опасается Жуков. 

Контекст: Наибольший ущерб во Владимирской области шелкопряд нанес Гусь-Хрустальному району, где насекомое атаковало как частные хозяйства, так и леса. У многих деревьев съедена вся листва. Государство не предприняло никаких мер, чтобы помочь людям или деревьям. Главный вопрос, которым задаются люди в социальных сетях, что же делает власть, пока наши сады доедают полчища гусениц? Такие же проблемы возникли в Собинском районе, в Рязанской области, в Шатурском районе Московской области. Автор этих строк лично видел гусеницу в садах у ДТЮ во Владимире, пока мэрия в социальных сетях пишет, что ничего не обнаружила. 

Свою пассивность власти объясняют тем, что опрыскивать населенные пункты с воздуха нельзя, национальный парк «Мещера» — тоже. Остается только обработка наземными средствами. Сейчас решается вопрос о целесообразности применения химикатов в целом. У Гусь-Хрустального района также нет средств, чтобы бороться с этой бедой, но если будут, они приступят.   

Другие новости:

, решение суда
0b7107c47761c26d1400c9c737b78639
Собака
narkotik-mdpv-1024x683-1

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.