8 ноября в здании правительства региона состоялся «круглый стол» по вопросам сохранения здоровья школьников, студентов и в целом молодежи. Из-за того, что во встрече приняли участие как чиновники, депутаты, эксперты, так и сотрудники школ, вопрос удалось обсудить с разных сторон. Самая интересная дискуссия, как это обычно бывает, произошла между теми, кто рассуждает о проблеме как теоретик, и теми, кто сталкивается с ней практике ежедневно.
С докладом выступила уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Юлия Раснянская. Она рассказала о том, что работы по улучшению качества детского здравоохранения ведутся, соответствующие законы принимаются. Например, недавно был принят закон о том, что в учебных учреждениях обязательно должна быть штатная медсестра.
Но в то же время, как стало ясно из результатов опроса в социальных сетях, который провели «общественные деятели» (в нём приняли участие более шести тысяч жителей Владимирской области), в трети школ нет даже медкабинета. А если он и существует — как он работает, не знают ни дети, ни родители. Самые удачливые замечают, что медкабинет есть, и он даже работает. Однако функций у него только две: провести осмотр и сделать прививку.
После к трибуне для доклада пригласили Игоря Мальгина — главного специалиста-эксперта министерства образования и молодежной политики региона. Он сказал, что результаты опроса в социальных сетях показывают реальную ситуацию. Но вот сам факт того, что не во всех школах есть медкабинеты, он не считает проблемой. Ведь, согласно закону, если в 500 метрах от школы есть поликлиника или ФАП, то кабинет не нужен, детей можно водить туда.
Во Владимирской области сейчас 111 общеобразовательных учреждений, которые существуют именно по такому принципу. Ситуация характерна для сельских и деревенских школ.
Депутат Заксобрания Владимирской области от «Единой России» Инна Гаврилова высказалась не как теоретик. Будучи директором школы №22 в Коврове, она точно знает, что одно дело — написанный на бумаге закон, и совсем другое — как он работает на практике.
Например, она согласна с тем, что в крайнем случае больного ребенка можно отвести в ближайший ФАП, но это не решает проблему отсутствия медкабинетов.
«То, что касается медицинских кабинетов, Игорь Петрович обозначает ситуацию с точки зрения статистики. Потому что мы же отчеты сдаем: в каком состоянии, что у нас происходит. Но тем не менее. <…> Представляем себе ситуацию: ребенок получил какую-то травму, и нам надо его как-то по улице при минус 30 пронести 500 метров [до ближайшего ФАПа]. Сбирается целая делегация учителей, бросив других детей. Потому что кто это может сделать? Только работники школы. Конечно, это выход, когда совсем критично. Но это неправильно. Эта проблема с обеспечением медицинскими кадрами — я могу ответственно заявить — она усугубилась», — рассказала Инна Гаврилова.
По словам депутата, даже в тех школах, где есть медицинские работники, так же не все гладко. Согласно цифрам в отчетах, ситуация вроде бы как находится в границах нормы. Но опять же — посетив реальную школу, станет ясно, что одно дело отчеты и цифры, а совсем другое — реальная работа.
Например, в школе, которую возглавляет парламентарий, обучается около 1500 детей, по документам медик есть. Однако в реальности из-за кадрового дефицита, специалисту приходится одновременно работать в четырех учебных заведениях.
«Тогда вопрос. А нам медицинский работник зачем нужен? Какие функции он должен осуществить? Вот исходя из потребности, например, важной была бы функция — профилактика здоровья. Она как раз-таки уменьшит число тех детей, которым требуется непосредственно медицинская помощь», — объяснила депутат.
Инна Гаврилова привела в пример недавнюю прививочную кампанию, по ее мнению, были значительные недоработки в организации. Процедура стандартная: медики в школах извещают родителей о начале прививочной кампании, раздают бланки, где родители должны принять решение о том, требуется ли ребенку прививка. Родители массово приносят отказы, дети остаются без прививок. То есть, с точки зрения закона, никаких нарушений нет. Однако после этого дети начинают также массово болеть.
Ситуацию удалось бы переломить, если бы прививочная кампания начиналась не с выдачи заявлений о согласии или несогласии родителей сделать ребенку прививку, а с пропаганды и объяснения того, зачем прививка нужна ребенку и от чего она защитит.
Как это часто бывает, на «круглом столе» звучали здравые мысли, дискуссии и каждый говорил «давайте что-то с этим решать». Однако дальше заверений о том, что «ситуация находится под контролем», дело не двинулось.