26.04.2024 23:44
Погода: 15.0 °C

Как выживают независимые СМИ Владимирской области?

Во Владимирской области осталось около трех десятков средств массовой информации. Назвать независимыми можно с большой натяжкой пять из них. Сегодня поговорим про то, как приходится выживать изданиям в условиях «нерукопожатности» со стороны власти и других коллег.

 

 

Вообще «независимость» СМИ понятие крайне растяжимое. Некоторым достаточно однажды опубликовать не ту рекламу, чтобы навсегда впасть в немилость критиков. Некоторые воспринимают журналиста как личного адвоката и считают предательством, когда он дает слово другой стороне. Как бы то ни было, для меня независимость издания определяется двумя вещами:

  • объективность,
  • работа в интересах читателя.

Я работаю журналистом больше трех лет. За это время я успела сменить несколько изданий и регионов. Основываясь на личный опыт и опыт коллег, с уверенностью могу сказать — таких закрытых от СМИ чиновников, как во Владимирской области, найти сложно. Нам могут не отвечать на наши запросы месяцами (по закону обязаны в течение семи дней), игнорировать звонки, скрывать проведение важных мероприятий. Все уже давно привыкли к этому.

Пытливый читатель может сказать, что в этом и состоит наша работа — искать и обличать то, что от нас пытаются скрыть. С одной стороны, это, безусловно, так. Но с другой — разве власть не должна быть открыта для всех? Разве одни СМИ должны тратить свои ресурсы и время на то, что другим СМИ, более «рукопожатным», дается по умолчанию?

Привилегированное положение финансируемых из бюджета изданий перестали даже скрывать. То есть, конечно, все равны, но кто-то «равнее». Пресс-секретарь мэрии может при всех журналистах отвести в сторонку своих «фаворитов» и нашептать им что-то на ушко тет-а-тет. А на прощание бросить: «Жду текст на согласование». То есть, журналист опишет событие не таким, как он его увидел, а таким, каким хотят показать его чиновники. Понятно, на какое место в такой момент задвигаются интересы читателей?

Иногда пресс-секретари чиновников ошибаются и случайно делают массовые рассылки сообщений по типу «Это не тема контракта» или «Отчитайтесь о сделанной работе по контракту». Сообщения, предназначавшиеся, по-видимому, контрактным СМИ. Иногда во время пресс-конференций, сотрудники администраций говорят о том, что вынуждены снимать видео для некоторых коллег. Сами они прийти не смогли, работы много. Недостаточно содержать на деньги налогоплательщиков раздутый штат «Губернии-33» и ГТРК, надо бы еще и сотрудников администрации к их работе привлечь.

Зачем же нам нужны издания, работа которых заключается в транслировании позиции чиновников, которую и так можно прочитать на официальных сайтах ведомств?

По-видимому, чтобы таким вопросом меньше задавались жители Владимирской области, которые и платят за их работу, решили совместными усилиями вкидывать время от времени некие «эксклюзивы» в виде «прямых линий» с губернатором или министрами. Качество таких мероприятий оставляет желать лучшего, но на безрыбье, знаете ли, и рак — рыба. Губернатор не ходит в независимые редакции, где будут звучать по-настоящему острые и неудобные вопросы, поэтому довольствуемся тем, что есть.

«Хорошим» журналистам непонятно за какие заслуги присуждают победы в конкурсах мастерства, а губернатор называет их «лучшими журналистами Владимирской области» и устраивает персональные пресс-конференции. Итог — какой-то несоразмерный таланту и мастерству пафос по отношению к другим коллегам. Во время брифинга меня и толкали, и демонстративно вставали впереди, закрывая спиной, и закатывали глаза, когда я задавала вопросы.

Но привилегированное положение государевых СМИ видно не только на региональном уровне. С 1 по 4 сентября во Владимире были организованы избирательные участки для голосования беженцев на выборах в законодательные органы власти ДНР и ЛНР. Для того, чтобы журналисты могли освещать ход и честность голосования, необходимо было получить аккредитацию от органа, организующего выборы, то есть — избирательной комиссии Донецкой народной республики. Потратив половину рабочего дня, заполнив все поля, расставив галочки, паспортные данные и подписи-печати в заявке на аккредитацию, — наконец-то мы его отправили. Ждем. Ответ не пришел — ни в положенный законом срок, ни позже. Нас просто проигнорировали.

Зато, по-видимому, ответ пришел коллегам из областного издания «Губерния-33». На деньги налогоплательщиков был снят репортаж о том как «прошел последний день голосования на экстерриториальных участках», опубликованный почему-то еще до того, как закрылись участки и посчитаны голоса, что опять же говорит о качестве работы коллег.

Сейчас для независимых журналистов наступили сложные времена. Постоянно меняющееся законодательство, новые статусы. Нужно точно знать — чем отличается иноагентство от нежелательности. Не поставил нужную звездочку — «расстрел на месте». Поставил, но не там — обиды и суды. Поставил и там где нужно — смешки от коллег из заграницы.

Так вот друзья. Честная журналистика осталась. Наши ресурсы небезграничны, но мы помогаем каждому по мере возможности. Есть проблемы, пишите нам в редакцию.

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала

Другие новости:

1
dd450ec8-a891-40bd-8370-3c4563ffffbe
-дорога
дети

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.