10.05.2024 08:02
Погода: 4.3 °C

«Уважение как со стороны Закона, так и к Закону»: владимирский омбудсмен Романова помнит, что поставлена защищать. Но защищает ли?

10 декабря мир отмечает День прав человека, установленный в честь принятия в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. Наверняка много слов сегодня о свободе и правах людей «в новых реалиях» России будет сказано и общественниками, и политиками. Кто-то из россиян, вероятно, одно из прав попробует в том числе во Владимирской области реализовать (надеемся, что без последствий). Пока же обращу внимание на два поздравления от тех, кто соблюдение прав и свобод человека «охраняет» по статусу — регионального омбудсмена Людмилы Романовой и всероссийского — Татьяны Москальковой.


Людмила Романова (слева), фото редакции,  Татьяна Москалькова, фото – kremlin.ru

Кроме «уважения Закона», в своем поздравительном посте в telegram-канале Людмила Романова пожелала и обратного — «уважения к Закону».

Поэтому начать рассказ о её поздравлении с Днем прав человека хотелось бы с одной важной детали. Когда Романову второй раз наделяли полномочиями омбудсмена, а было это в 2019 году, ряд депутатов обратили внимание на норму Закона (читаем — на то, что Закон надо уважать), которая запрещает омбудсменам заниматься политической деятельностью.

А Романова, занимающая пост регионального омбудсмена с 2013 года, с 2015 была на момент повторного назначения сопредседателем регионального отделения путинского «Общероссийского народного фронта». А занятие организации политической деятельностью — очевидно.

На «несостыковку», снова читаем: «неуважение к Закону», омбудсмена и ее сторонников из «Единой России» (в данном случае — «старшей сестры» «ОНФ») — обратил внимание на тот момент руководитель фракции КПРФ в Заксобрании (именно областной парламент наделяет полномочиями омбудсменов) Максим Шевченко. Он даже попытался опротестовать назначение в суде. Но поскольку в России Закон, к уважению которого призывает Романова, что дышло, из этого ничего не вышло.

Очередной срок полномочий омбудсмена Людмилы Романовой истекает в 2024 году. А значит, скоро, надеюсь, она подведет итоги работы за пять лет.

По этому поводу приведу другую цитату из поздравительного telegram-поста Романовой.

«Именно на принципах прав человека, заложенных Декларацией, базируются основы правового статуса личности в Конституции Российской Федерации!»пишет владимирский омбудсмен.

Заглянем во всемирную Декларацию прав человека:

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их <…>
Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний <…>
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту <…>

В Конституции РФ, как напомнила Романова, все это тоже записано. Только вот качество исполнения последние несколько лет этих статей Конституции федеральными и региональными властями, органами правопорядка — оставляет желать лучшего.

Давайте вспомним приснопамятные мирные (еще раз — мирные) акции во Владимире в поддержку, теперь надо указывать — иностранного агента, экстремиста и террориста, а тогда, в 2021 году, — такого же, как автор этих строк или омбудсмен Романова, безо всяких «клейм» гражданина России Алексея Навального.

Во Владимире мирных, безоружных людей хватали, уводили и увозили в неизвестном направлении непонятные люди в штатском. Это только много позже и без участия Романовой, а лишь благодаря независимой владимирской прессе и активным гражданам стало известно, что в штатском были сотрудники полиции (хотя полиция делала все, чтобы люди и журналисты не узнали — что это за добровольные помощники нашлись в борьбе «правоохранителей» с мирными митингующими).

Что по этому поводу говорила Романова? Правильно: ничего. 


Митинг 2021 года во Владимире

Отчитываясь о работе за 2020 год в апреле 2021-го, она заявила, что «эта тема будет в отчете через год». А через год если и упомянула ее, то вскользь, будто и не было никаких задержаний и жалоб ей от задержанных на невыносимые условия содержания в изоляторе временного содержания.

Впрочем, если вспомнить другое заявление омбудсмена Романовой, от апреля 2020 года, то именно молчание, а на деле — безразличие к правам человека, от нее и следовало ожидать.

В разгар пандемии коронавируса, когда люди пытались протестовать против тотальных запретов на публичные мероприятия или принудительной вакцинации, Романова прямо сказала: когда надо, власть права человека может ограничивать.

«Да, у нас есть права. Права записаны в Конституции Российской Федерации. И также в Конституции прописано, что эти права могут быть ограничены в том случае, когда необходимо сохранить жизнь и здоровье, общественную безопасность. Есть ряд Федеральных законов. Сегодня у нас введен режим “повышенной готовности”. Введена административная ответственность за нарушение этого режима. Конечно, нам неприятно, что наши права ограничивают. Но здесь важно каждому из нас понять, что в первую очередь это делается для сохранения самого ценного, что у нас есть — права на жизнь и охрану здоровья. Сейчас, наверное, не время спорить и дискутировать на тему конкретно реализации прав человека. Важно, чтобы наши права были реализованы. Чтобы у каждого из нас, проживающих во Владимирской области, было реализовано право на охрану здоровья. У нас новая жизнь и новые правила игры», заявила тогда омбудсмен.


Александров, запись видеообращения к Путину против введения QR-кодов

«Новые правила игры», вводящиеся последние годы в России по мере политических задач власти,  — разве не то самое дышло, которому должна, но не сопротивляется Людмила Романова?

«Новые правила» года 2022-го, введенные после начала специальной военной операции России в Украине, в виде крупных штрафов для тех, кто выходит в мирные пикеты за мир или публично озвучивает позицию по этому вопросу, не совпадающую с позицией власти, Людмилу Романову тоже не беспокоят. 

Хотя некоторые ее коллеги по защите прав человека — члены соответствующего президентского совета — свою отрицательную позицию по этому поводу озвучивали. А кто-то, как академик Александр Асмолов, и вовсе его из-за этого покинул, назвав «несоответствие происходящего вокруг правам человека». Но, увы, «молчащих», как Романова, «защитников» прав человека больше.

В сентябре, когда во Владимире в рамках всероссийской акции мирного протеста против мобилизации активисты готовились провести пикеты, была задержана журналист Томикса, пытавшаяся осветить акцию, Наталья Баранова — с редакционным заданием, удостоверением и опознавательной накидкой. Вряд ли стоит говорить, что несмотря на широкую огласку инцидента, от Романовой не то, что комментариев не было по этому поводу, но даже звонка в редакцию, чтобы выяснить подробности. А «умолять» помочь — не в наших правилах. Тем более, когда позиция омбудсмена по этому поводу предельно ясна: таковы «новые правила»


Акция против мобилизации, Владимир, сентябрь-2022

Автор понимает, что сей текст, как «воззвание к совести» Романовой, скорее, бесполезен. Но попытка достучаться — не пытка.

Именно здесь стоит процитировать «старшую коллегу» Романовой — всероссийского омбудсмена по правам человека Татьяну Москалькову.

«Мы вошли в сложные времена, когда само понятие “права человека и гражданина» оказалось выхолощено “коллективным Западом”, и подменено некими “правилами”, сформированными и навязываемыми миру. Именно эти ложные ориентиры фактически заменили Всеобщую декларацию прав человека»,написала она в telegram-канале.


Путин Владимир, Москалькова Татьяна, фото – пресс-службы Кремля

Пожалуй, лучшей «жирной» точки на «i» — почему в России все так, а не иначе с правами человека, не найдешь.

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала

Другие новости:

1
dd450ec8-a891-40bd-8370-3c4563ffffbe
-дорога
дети

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.